Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛИМО́Н ХОСЕ АРКАДИО

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 17. Москва, 2010, стр. 483

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. Я. Суриц
Сцена из балета «Павана мавра» на музыку Г. Пёрселла. Хореограф Х. Лимон (второй справа).

ЛИМО́Н (Limón) Хо­се Ар­ка­дио (12.1.1908, Куль­я­кан, штат Си­на­лоа, Мек­си­ка – 2.12.1972, Фле­минг­тон, штат Нью-Джер­си, США), амер. тан­цов­щик, хо­рео­граф и пе­да­гог. Один из са­мых зна­чит. пред­ста­ви­те­лей тан­ца мо­дерн. В США с 1915. Изу­чал жи­во­пись в Ка­ли­фор­ний­ском ун-те и др. С 1928, пе­ре­ехав в Нью-Йорк, учил­ся тан­цу в шко­ле Д. Хам­фри и Ч. Вейд­ма­на, в 1930–40-х гг. тан­цов­щик их труп­пы. Од­но­вре­мен­но вы­сту­пал как хо­рео­граф («Та­нец смер­ти» на муз. Х. Клар­ка и Н. Ллой­да, 1937, «Мек­си­кан­ские тан­цы» на муз. Л. Новакa, 1939). В 1946 соз­дал труп­пу «Хо­се Ли­мон данс ком­па­ни» (до 1958 ру­ко­во­дил ею совм. с Хам­фри). В 1964–65 один из ру­ко­во­ди­те­лей Амер. те­ат­ра тан­ца. Так­же ста­вил тан­цы в спек­так­лях на Брод­вее. В сво­их ра­бо­тах, от­ра­зив­ших влия­ние мек­си­кан­ской и ин­дей­ской куль­тур, Л. осо­бое вни­ма­ние уде­лял муж­ско­му тан­цу; раз­ра­бо­тал энер­гич­ный, ат­ле­тич. стиль и ори­ги­наль­ную тех­ни­ку, ос­но­ван­ную на со­че­та­нии клас­си­ки и тан­ца мо­дерн. Во мно­гих сво­их ба­ле­тах ис­пол­нял гл. пар­тии (ис­пол­ни­тель­скую дея­тель­ность пре­кра­тил в 1969). Сре­ди луч­ших по­ста­но­вок: «Ла Ма­лин­че» на муз. Ллой­да, «Па­ва­на мав­ра» на муз. Г. Пёр­сел­ла (по мо­ти­вам «Отел­ло» У. Шек­спи­ра; обе 1949), «Пре­да­тель» Г. Шюл­ле­ра (1954), «Все­му своё вре­мя» Н. Дел­ло Хойо (1956), «Missa brevis» на муз. З. Ко­дая (1958), «Кры­ла­тые» на муз. Х. Джон­со­на (1966), «Не­вос­пе­тые» (без муз. со­про­вож­де­ния, 1970), «Тан­цы для Aйседоры» на муз. Ф. Шо­пе­на (1971), «Кар­ло­та» (без муз. со­про­вож­де­ния, 1972). По­сле смер­ти Л. его труп­па не пре­кра­ти­ла су­ще­ст­во­ва­ние, со­хра­няя и во­зоб­нов­ляя его луч­шие ба­ле­ты, а так­же по­пол­няя ре­пер­ту­ар по­ста­нов­ка­ми мн. совр. хо­рео­гра­фов. С 1968 в Нью-Йор­ке так­же су­ще­ст­ву­ет Фонд Хо­се Ли­мо­на. Ба­ле­ты Л. ис­пол­ня­ют мн. кол­лек­ти­вы во всём ми­ре, в т. ч. в Рос­сии («Па­ва­на мав­ра» – ба­лет­ная труп­па Опер­ной сту­дии Ле­нингр. конс., 1984; с.-пе­терб. Ми­хай­лов­ский те­атр, 2008). С 1951 Л. пре­по­да­вал в Джуль­ярд­ской шко­ле (Нью-Йорк) и мн. др.

Соч.: Аn American Accent // The Modern dance. Seven statements of belief. Middletown, 1966; The virile dance // The dance has many faces. N. Y., 1966; An unfinished memoir. Ha­nover, 1998.

Лит.: Lloyd M. The borzoi book of modern dance. N. Y., 1949; Humphrey D. An artist first: an autоbiography. Pennington, 1972; Pollack B., Woodford C. H. Dance is a moment: a por­trait of J. Limón in words and pictures. Pen­ning­ton, 1993; Anderson J. Art without boun­daries. L., 1997; Су­риц Е. Я. Ба­лет и та­нец в Аме­ри­ке. Ека­те­рин­бург, 2004; Ginot I., Michel M. La danse au XX siècle. 3 éd. P., 2008; J. Limón and La Malinche: the dancer and the dance. Austin, 2008.

Вернуться к началу