Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КУ́ЛЬБЕРГ БИРГИТ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 16. Москва, 2010, стр. 304

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. Я. Суриц
Сцена из балета «Фрёкен Юлия» Т. Рангстрёма. Хореограф Б. Кульберг.

КУ́ЛЬБЕРГ (Cullberg) Бир­гит (3.8.1908, Ню­чё­пинг – 8.9.1999, Сток­гольм), швед. тан­цов­щи­ца, хо­рео­граф. Мать М. Эка. В 1929–35 учи­лась на фи­ло­ло­гич. от­де­ле­нии в Сток­гольм­ском ун-те, од­но­вре­мен­но бра­ла уро­ки клас­сич. тан­ца и изу­ча­ла рит­ми­ку у Э. Жа­ка-Дальк­ро­за. Уви­дев по­ста­нов­ки К. Йос­са (в ча­ст­но­сти, ба­лет «Зе­лё­ный стол» Ф. Ко­эна), в 1935 уе­ха­ла в Анг­лию, где учи­лась в его шко­ле. К. при­влек­ли со­ци­аль­ная на­прав­лен­ность, ак­ту­аль­ное по­ли­тич. со­дер­жа­ние его ба­ле­тов. В сво­ём твор­че­ст­ве опи­ра­лась на сис­те­му Йос­са и С. Ле­де­ра в со­че­та­нии с тех­ни­кой М. Грэ­хем и клас­сич. тан­ца. В 1939, ко­гда К. вер­ну­лась в Шве­цию, во­круг неё объ­е­ди­ни­лась груп­па тан­цов­щи­ков, ко­то­рые вы­сту­па­ли с по­став­лен­ны­ми ею тан­ца­ми, не­ред­ко са­ти­ри­че­ски­ми и за­тра­ги­вав­ши­ми совр. про­бле­мы. В 1944 в Сток­голь­ме воз­ник­ла др. груп­па под рук. К., уча­ст­во­вав­шая в пред­став­ле­ни­ях Швед. нац. те­ат­раль­но­го цен­тра. Здесь К. по­ста­ви­ла ба­лет «Гер­ку­лес на рас­пу­тье» Й. А. Сё­дер­мана и др. В 1946–47 вме­сте со сво­им уче­ни­ком И. Кра­ме­ром К. воз­глав­ля­ла Швед. тан­це­валь­ный те­атр, га­ст­ро­ли­ровав­ший по Ев­ро­пе, но ока­зав­ший­ся не­рен­та­бель­ным. Спек­так­ли К. от­ли­ча­лись осо­бой дра­ма­тич. экс­прес­си­ей, со­че­тая клас­си­че­ский и сво­бод­ный та­нец с пан­то­ми­мой («Ро­мео и Джуль­ет­та» С. С. Про­кофь­е­ва, 1944, 1955, 1969, и др.). Пер­вый боль­шой ус­пех при­шёл к К. с по­ста­нов­кой в 1950 ба­ле­та «Фрё­кен Юлия» Т. Ранг­ст­рё­ма (по однoим. пье­се А. Стринд­бер­га) в сток­гольм­ском «Рикс­теа­терн». В том же го­ду К. бы­ла при­гла­ше­на в Швед. ко­ро­лев­ский ба­лет, где по­сто­ян­но ра­бо­та­ла до 1956. В кон. 1950-х – 1-й пол. 1960-х гг. ста­ви­ла ба­ле­ты в разл. те­ат­рах ми­ра, в т. ч. в Дат­ском ко­ро­лев­ском ба­ле­те («Лун­ный олень» К. Ри­са­ге­ра, 1957), в «Аме­ри­кан бал­ле ти­этр» («Жен­щи­на с мо­ря» Ри­са­ге­ра, 1960; «Эдем» на муз. Х. Ру­сен­бер­га, 1961). В 1967 К. соз­да­ла труп­пу «Куль­бергба­лет­тен» при Гор. те­ат­ре Сток­голь­ма, вхо­див­шую в со­став Швед. нац. те­ат­раль­но­го цен­тра и суб­си­ди­ро­вав­шую­ся го­су­дар­ст­вом. Ре­пер­ту­ар со­став­ля­ли по­ста­нов­ки К. («Фрё­кен Юлия»; «Эв­ри­ди­ка умер­ла» Э. Мор­ри­ко­не, 1968; «Мя­теж» на муз. Б. Бар­то­ка, 1973, и др.), а так­же ба­ле­ты К. Йос­са, М. Кан­нин­ге­ма, М. Бе­жа­ра, И. Ки­лиа­на, А. Эй­ли и др. К. ру­ко­во­ди­ла труп­пой до 1985. Мно­го ра­бо­та­ла на те­ле­ви­де­нии. Раз­ра­бо­та­ла свою тео­рию те­ле­ви­зи­он­но­го ба­ле­та, пи­са­ла о спе­ци­фи­ке это­го жан­ра, вы­сту­па­ла с лек­ция­ми. В чис­ле её наи­бо­лее из­вест­ных те­ле­по­ста­но­вок: «Злая ко­ро­ле­ва» на муз. Д. Ви­ре­на (1961), «Крас­ное ви­но в зе­лё­ных ста­ка­нах» на муз. Л. ван Бет­хо­ве­на (1970), «Пуль­чи­нел­ла и Пим­пи­нел­ла» И. Ф. Стра­вин­ско­го (1982) и др.

Соч.: Ballet: flight and reality. N. Y., 1967; Влия­ние те­ле­ви­зи­он­ной спе­ци­фи­ки на соз­да­ние ба­лет­ной по­ста­нов­ки // Му­зы­ка и те­ле­ви­де­ние. М., 1978. Вып. 1; Television ballet // The dance has many faces / Ed. W. So­rell. 3rd ed. Chi., 1992.

Лит.: Lidova I. B. Cullberg // Les saisons de la danse. 1972. Mai; Näslund E. B. Cullberg. Stockh., 1978.

Вернуться к началу