КУ́ЛЬБЕРГ БИРГИТ
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КУ́ЛЬБЕРГ (Cullberg) Биргит (3.8.1908, Нючёпинг – 8.9.1999, Стокгольм), швед. танцовщица, хореограф. Мать М. Эка. В 1929–35 училась на филологич. отделении в Стокгольмском ун-те, одновременно брала уроки классич. танца и изучала ритмику у Э. Жака-Далькроза. Увидев постановки К. Йосса (в частности, балет «Зелёный стол» Ф. Коэна), в 1935 уехала в Англию, где училась в его школе. К. привлекли социальная направленность, актуальное политич. содержание его балетов. В своём творчестве опиралась на систему Йосса и С. Ледера в сочетании с техникой М. Грэхем и классич. танца. В 1939, когда К. вернулась в Швецию, вокруг неё объединилась группа танцовщиков, которые выступали с поставленными ею танцами, нередко сатирическими и затрагивавшими совр. проблемы. В 1944 в Стокгольме возникла др. группа под рук. К., участвовавшая в представлениях Швед. нац. театрального центра. Здесь К. поставила балет «Геркулес на распутье» Й. А. Сёдермана и др. В 1946–47 вместе со своим учеником И. Крамером К. возглавляла Швед. танцевальный театр, гастролировавший по Европе, но оказавшийся нерентабельным. Спектакли К. отличались особой драматич. экспрессией, сочетая классический и свободный танец с пантомимой («Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева, 1944, 1955, 1969, и др.). Первый большой успех пришёл к К. с постановкой в 1950 балета «Фрёкен Юлия» Т. Рангстрёма (по однoим. пьесе А. Стриндберга) в стокгольмском «Рикстеатерн». В том же году К. была приглашена в Швед. королевский балет, где постоянно работала до 1956. В кон. 1950-х – 1-й пол. 1960-х гг. ставила балеты в разл. театрах мира, в т. ч. в Датском королевском балете («Лунный олень» К. Рисагера, 1957), в «Американ балле тиэтр» («Женщина с моря» Рисагера, 1960; «Эдем» на муз. Х. Русенберга, 1961). В 1967 К. создала труппу «Кульбергбалеттен» при Гор. театре Стокгольма, входившую в состав Швед. нац. театрального центра и субсидировавшуюся государством. Репертуар составляли постановки К. («Фрёкен Юлия»; «Эвридика умерла» Э. Морриконе, 1968; «Мятеж» на муз. Б. Бартока, 1973, и др.), а также балеты К. Йосса, М. Каннингема, М. Бежара, И. Килиана, А. Эйли и др. К. руководила труппой до 1985. Много работала на телевидении. Разработала свою теорию телевизионного балета, писала о специфике этого жанра, выступала с лекциями. В числе её наиболее известных телепостановок: «Злая королева» на муз. Д. Вирена (1961), «Красное вино в зелёных стаканах» на муз. Л. ван Бетховена (1970), «Пульчинелла и Пимпинелла» И. Ф. Стравинского (1982) и др.