МАКА́РОВА НАТАЛИЯ РОМАНОВНА
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МАКА́РОВА Наталия (Наталья) Романовна (р. 21.11.1940, Ленинград, ныне Санкт-Петербург), российская артистка балета, балетмейстер, заслуженная артистка РСФСР (1969). По окончании ЛХУ (ученица Е. В. Ширипиной) в 1959–70 в Ленинградском театре оперы и балета имени С. М. Кирова. 1-я премия Международного конкурса балета (Варна, 1965), премия имени Анны Павловой Парижской академии танца (1970). Первая исполнительница партий в балетах хореографов: Л. В. Якобсона (Зоя – «Клоп» Ф. Отказова и Г. И. Фиртича, Солистка – «Вальсы Равеля», Девица-краса – «Страна чудес» И. И. Шварца), К. М. Сергеева (Планета – «Далёкая планета» Б. С. Майзеля), К. Ф. Боярского (Жемчужина – «Жемчужина» Н. С. Симоняна), А. Г. Лившица (Любовь – «Человек» на музыку В. Н. Салманова). Среди других партий: Жизель («Жизель» А. Адана), Одетта–Одиллия, Аврора («Лебединое озеро», «Спящая красавица» П. И. Чайковского), Раймонда («Раймонда» А. К. Глазунова), Джульетта, Золушка («Ромео и Джульетта», «Золушка» С. С. Прокофьева), Царь-девица («Конёк-Горбунок» Ч. Пуньи), Солистка («Шопениана» на музыку Ф. Шопена), Мария («Бахчисарайский фонтан» Б. В. Асафьева), Асият («Горянка» М. М. Кажлаева), Нина («Маскарад» Л. А. Лапутина), Девушка («Ленинградская симфония» на музыку Д. Д. Шостаковича), а также несколько партий в спектакле Якобсона «Хореографические миниатюры». М. достигала пластического совершенства в лирико-драматическом репертуаре. Её исполнительскую манеру отличали изысканность линий, чувство стиля, кантилена движений, свобода и выразительность жеста. С 1970 живёт и работает за рубежом. В 1970–80-х гг. прима-балерина «Американ балле тиэтр» (Нью-Йорк) и Королевского балета (Лондон), выступала на многих сценах мира. Специально для М. созданы партии в балетах «Чудесный мандарин» Б. Бартока (балетмейстер У. Джадд), «Весна священная» И. Ф. Стравинского (балетмейстер Дж. Тарас), «Эпилог» на музыку Г. Малера (балетмейстер Дж. Ноймайер), «Другие танцы» на музыку Шопена (балетмейстер Дж. Роббинс), «Контрдансы» на музыку А. фон Веберна (балетмейстер Г. Тетли), «Мефисто-вальс» Ф. Листа (балетмейстер М. Бежар), «Соловей» Стравинского (балетмейстер Ф. Аштон), «Голубой ангел» М. Констана (балетмейстер Р. Пети). Одной из лучших партий М. стала Татьяна в балете Дж. Кранко «Онегин» на музыку Чайковского. Искренностью и самозабвенной силой чувств отличалась её Манон («Манон» на музыку Ж. Массне, балетмейстер К. Макмиллан). Исполняла ведущие партии в балетах: Дж. Баланчина («Тема с вариациями» Чайковского, «Аполлон Мусагет» Стравинского), А. Тюдора («Сиреневый сад» на музыку Э. Шоссона, «Ромео и Джульетта» на музыку Ф. Дилиуса, «Мрачные элегии» на музыку Г. Малера, «Огненный столп» на музыку А. Шёнберга) и многих других. Представляя лучшие традиции петербургской балетной школы, оказала влияние на мировое исполнительское искусство. В 1980–90-х гг. осуществила собственные редакции балетов «Баядерка» Л. Ф. Минкуса, «Жизель» Адана, «Лебединое озеро» и «Спящая красавица» Чайковского, которые идут на ведущих сценах мира (с 2013 в Московском музыкальном театре имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немирович-Данченко – «Баядерка»). Выступала как драматическая актриса в комедии Ж. Деваля «Товарищ» (Лондон, 1991), в спектакле режиссёра Р. Г. Виктюка «Двое на качелях» У. Гибсона (Москва, 1992) и других. Телефильмы с участием М.: «Спящая красавица», «Ассолюта», «Наташа», «Возвращение Макаровой», «Ленинградская легенда», «Две жизни. Наталья Макарова». Автор сценария и ведущая 4-серийной программы Би-Би-Си «Балерина» (1986).