Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МАКА́РОВА НАТАЛИЯ РОМАНОВНА

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2016 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:


    Электронная версия:



Авторы: Т. Е. Кузовлева

МАКА́РОВА Наталия (Наталья) Романовна (р. 21.11.1940, Ленинград, ныне Санкт-Петербург), российская артистка балета, балетмейстер, заслуженная артистка РСФСР (1969). По окончании ЛХУ (ученица Е. В. Ширипиной) в 1959–70 в Ленинградском театре оперы и балета имени С. М. Кирова. 1-я премия Международного конкурса балета (Варна, 1965), премия имени Анны Павловой Парижской академии танца (1970). Первая исполнительница партий в балетах хореографов: Л. В. Якобсона

 >>
 (Зоя – «Клоп» Ф. Отказова и Г. И. Фиртича, Солистка – «Вальсы Равеля», Девица-краса – «Страна чудес» И. И. Шварца), К. М. Сергеева
 >>
(Планета – «Далёкая планета» Б. С. Майзеля), К. Ф. Боярского (Жемчужина – «Жемчужина» Н. С. Симоняна), А. Г. Лившица (Любовь – «Человек» на музыку В. Н. Салманова). Среди других партий: Жизель («Жизель» А. Адана), ОдеттаОдиллия, Аврора («Лебединое озеро», «Спящая красавица» П. И. Чайковского), Раймонда («Раймонда» А. К. Глазунова), Джульетта, Золушка («Ромео и Джульетта», «Золушка» С. С. Прокофьева), Царь-девица («Конёк-Горбунок» Ч. Пуньи), Солистка («Шопениана» на музыку Ф. Шопена), Мария («Бахчисарайский фонтан» Б. В. Асафьева), Асият («Горянка» М. М. Кажлаева), Нина («Маскарад» Л. А. Лапутина), Девушка («Ленинградская симфония» на музыку Д. Д. Шостаковича), а также несколько партий в спектакле Якобсона «Хореографические миниатюры». М. достигала пластического совершенства в лирико-драматическом репертуаре. Её исполнительскую манеру отличали изысканность линий, чувство стиля, кантилена движений, свобода и выразительность жеста. С 1970 живёт и работает за рубежом. В 1970–80-х гг. прима-балерина «Американ балле тиэтр» (Нью-Йорк) и Королевского балета (Лондон), выступала на многих сценах мира. Специально для М. созданы партии в балетах «Чудесный мандарин» Б. Бартока (балетмейстер У. Джадд), «Весна священная» И. Ф. Стравинского (балетмейстер Дж. Тарас), «Эпилог» на музыку Г. Малера (балетмейстер Дж. Ноймайер
 >>
), «Другие танцы» на музыку Шопена (балетмейстер Дж. Роббинс
 >>
), «Контрдансы» на музыку А. фон Веберна (балетмейстер Г. Тетли), «Мефисто-вальс» Ф. Листа (балетмейстер М. Бежар
 >>
), «Соловей» Стравинского (балетмейстер Ф. Аштон
 >>
), «Голубой ангел» М. Констана (балетмейстер Р. Пети
 >>
). Одной из лучших партий М. стала Татьяна в балете Дж. Кранко
 >>
«Онегин» на музыку Чайковского. Искренностью и самозабвенной силой чувств отличалась её Манон («Манон» на музыку Ж. Массне, балетмейстер К. Макмиллан
 >>
). Исполняла ведущие партии в балетах: Дж. Баланчина
 >>
(«Тема с вариациями» Чайковского, «Аполлон Мусагет» Стравинского), А. Тюдора
 >>
(«Сиреневый сад» на музыку Э. Шоссона, «Ромео и Джульетта» на музыку Ф. Дилиуса, «Мрачные элегии» на музыку Г. Малера, «Огненный столп» на музыку А. Шёнберга) и многих других. Представляя лучшие традиции петербургской балетной школы, оказала влияние на мировое исполнительское искусство. В 1980–90-х гг. осуществила собственные редакции балетов «Баядерка» Л. Ф. Минкуса, «Жизель» Адана, «Лебединое озеро» и «Спящая красавица» Чайковского, которые идут на ведущих сценах мира (с 2013 в Московском музыкальном театре имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немирович-Данченко – «Баядерка»). Выступала как драматическая актриса в комедии Ж. Деваля «Товарищ» (Лондон, 1991), в спектакле режиссёра Р. Г. Виктюка
 >>
«Двое на качелях» У. Гибсона (Москва, 1992) и других. Телефильмы с участием М.: «Спящая красавица», «Ассолюта», «Наташа», «Возвращение Макаровой», «Ленинградская легенда», «Две жизни. Наталья Макарова». Автор сценария и ведущая 4-серийной программы Би-Би-Си «Балерина» (1986).

Н. Р. Макарова – Планета («Далёкая планета» Б. С. Майзеля).

Соч.: А Dance Autobiography. N. Y., 1979; On your toes. N. Y., 1984 Алла, Аллочка…//Алла Осипенко. СПб., 2007.

Лит.: Красовская В. Н. Макарова // Ленинградский балет сегодня. Л., 1967; она же. Профили танца. СПб.,1999; Ступников И. Н. Макарова // Молодые артисты ленинградского балета. Л., 1968; Smakov G. From Russia to the West. N. Y., 1981; Бродская Г. «Я прежнею Татьяной стала…» // Театр. 1992. № 12; Наталья Макарова. Восемнадцать лет спустя. М., 1993; Амиргамзаева О., Усова Ю. Самые знаменитые мастера балета России. М., 2002; Зозулина Н., Вербье Н. Наталья Макарова // Актеры – легенды Петербурга. СПб., 2004; Емельянова-Зубковская Г. Жизель: Петербург. ХХ век. СПб., 2007; Соколов-Каминский А. Исполнительское искусство в Кировском балете 1960-1970 годов // Ленинградский балет 1960-1970. СПб., 2008.

Вернуться к началу