ВИАРДО́-ГАРСИ́Я ПОЛИНА
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВИАРДО́-ГАРСИ́Я (Viardot-García) Полина (18.7.1821, Париж – 18.5.1910, там же), франц. певица (меццо-сопрано), педагог, композитор. По нацинальности испанка. Сестра М. Малибран. До 11 лет занималась пением с отцом – М. Гарсией, затем с матерью – М. Х. Сичес, училась игре на фп. у Ф. Листа, композиции у А. Рейхи. Впервые выступила как певица в 1837 в Брюсселе в концерте, организованном Ш. Берио. В 1839 дебютировала как оперная певица в партии Дездемоны («Отелло» Дж. Россини; Лондон, Париж). С 1839 солистка театра «Опера Итальен» в Париже. Выступала на оперных и концертных сценах во многих странах, с 1843 неоднократно гастролировала в С.-Петербурге (сочинения М. И. Глинки и А. С. Даргомыжского пела по-русски). В.-Г. – одна из самых ярких певиц 19 в., обладавшая голосом исключительного диапазона (3 октавы) и силы; современники отмечали также её незаурядное дарование драматич. актрисы. Среди лучших партий: Орфей («Орфей и Эвридика» К. В. Глюка), Фидес («Пророк» Дж. Мейербера), Леди Макбет («Макбет» Дж. Верди), Леонора («Фиделио» Л. ван Бетховена). Оставив сцену в 1863, преподавала, в т. ч. в Парижской конс. (1871–75). В вокальной педагогике развивала метод своего отца, на основе которого написала учебник для женских голосов (опубл. в Париже в 1880). Среди учениц – М. Ж. Д. Арто.
Автор комических опер и оперетт, в т. ч. «Слишком много женщин» (1867), «Бирюк» (1868, Баден-Баден), «Последний колдун» (1869, Веймар). Либретто для этих опер написал И. С. Тургенев – близкий друг и почитатель В.-Г. с 1840-х гг. до своей смерти в 1883. Большой популярностью пользовались переложенные ею для голоса с фп. (на тексты Л. Поме) 12 мазурок Ф. Шопена. В.-Г. была знакома и сотрудничала со многими выдающимися деятелями культуры своего времени, среди которых: Шопен, Г. Берлиоз (переложил в расчёте на её голос оперу «Орфей» К. В. Глюка), Р. Шуман (посвятил ей цикл песен op. 24 на стихи Г. Гейне), И. Брамс (В.-Г. пела на премьере его «Рапсодии для альта», 1870), пианистка К. Шуман (вместе выступали, играя дуэтом на 2 фп.), Ж. Санд (В.-Г. послужила прототипом гл. героини её романа «Консуэло»). Салон В.-Г. в Париже был одним из культурных центров Европы.