Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВИАРДО́-ГАРСИ́Я ПОЛИНА

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 5. Москва, 2006, стр. 249

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




П. Виардо-Гарсия. Портрет работы К. Брюллова.

ВИАРДО́-ГАРСИ́Я (Viardot-García) По­ли­на (18.7.1821, Па­риж – 18.5.1910, там же), франц. пе­ви­ца (мец­цо-со­пра­но), пе­да­гог, ком­по­зи­тор. По на­ци­наль­но­сти ис­пан­ка. Се­ст­ра М. Ма­либ­ран. До 11 лет за­ни­ма­лась пе­ни­ем с от­цом – М. Гар­си­ей, за­тем с ма­те­рью – М. Х. Си­чес, учи­лась иг­ре на фп. у Ф. Лис­та, ком­по­зи­ции у А. Рей­хи. Впер­вые вы­сту­пи­ла как пе­ви­ца в 1837 в Брюс­се­ле в кон­цер­те, ор­га­ни­зо­ван­ном Ш. Бе­рио. В 1839 де­бю­ти­ро­ва­ла как опер­ная пе­ви­ца в пар­тии Дез­де­мо­ны («Отел­ло» Дж. Рос­си­ни; Лон­дон, Па­риж). С 1839 со­ли­ст­ка те­ат­ра «Опе­ра Италь­ен» в Па­ри­же. Вы­сту­па­ла на опер­ных и кон­церт­ных сце­нах во мно­гих стра­нах, с 1843 не­од­но­крат­но га­ст­ро­ли­ро­ва­ла в С.-Пе­тер­бур­ге (со­чи­не­ния М. И. Глин­ки и А. С. Дар­го­мыж­ско­го пе­ла по-рус­ски). В.-Г. – од­на из са­мых яр­ких пе­виц 19 в., об­ла­дав­шая го­ло­сом ис­клю­чи­тель­но­го диа­па­зо­на (3 ок­та­вы) и си­лы; со­вре­мен­ни­ки от­ме­ча­ли так­же её не­за­уряд­ное да­ро­ва­ние дра­ма­тич. ак­три­сы. Сре­ди луч­ших пар­тий: Ор­фей («Ор­фей и Эв­ри­ди­ка» К. В. Глю­ка), Фи­дес («Про­рок» Дж. Мей­ер­бе­ра), Ле­ди Мак­бет («Мак­бет» Дж. Вер­ди), Ле­о­но­ра («Фи­де­лио» Л. ван Бет­хо­ве­на). Ос­та­вив сце­ну в 1863, пре­по­да­ва­ла, в т. ч. в Па­риж­ской конс. (1871–75). В во­каль­ной пе­да­го­ги­ке раз­ви­ва­ла ме­тод сво­его от­ца, на ос­но­ве ко­то­ро­го на­пи­са­ла учеб­ник для жен­ских го­ло­сов (опубл. в Па­ри­же в 1880). Сре­ди уче­ниц – М. Ж. Д. Ар­то.

Ав­тор ко­ми­че­ских опер и опе­ретт, в т. ч. «Слиш­ком мно­го жен­щин» (1867), «Би­рюк» (1868, Ба­ден-Ба­ден), «По­след­ний кол­дун» (1869, Вей­мар). Либ­рет­то для этих опер на­пи­сал И. С. Тур­ге­нев – близ­кий друг и по­чи­та­тель В.-Г. с 1840-х гг. до сво­ей смер­ти в 1883. Боль­шой по­пу­ляр­но­стью поль­зо­ва­лись пе­ре­ло­жен­ные ею для го­ло­са с фп. (на тек­сты Л. По­ме) 12 ма­зу­рок Ф. Шо­пе­на. В.-Г. бы­ла зна­ко­ма и со­труд­ни­ча­ла со мно­ги­ми вы­даю­щи­ми­ся дея­те­ля­ми куль­ту­ры сво­его вре­ме­ни, сре­ди ко­то­рых: Шо­пен, Г. Бер­ли­оз (пе­ре­ло­жил в рас­чё­те на её го­лос опе­ру «Ор­фей» К. В. Глю­ка), Р. Шу­ман (по­свя­тил ей цикл пе­сен op. 24 на сти­хи Г. Гей­не), И. Брамс (В.-Г. пе­ла на пре­мье­ре его «Рап­со­дии для аль­та», 1870), пиа­ни­ст­ка К. Шу­ман (вме­сте вы­сту­па­ли, иг­рая ду­этом на 2 фп.), Ж. Санд (В.-Г. по­слу­жи­ла про­то­ти­пом гл. ге­рои­ни её ро­ма­на «Кон­су­эло»). Са­лон В.-Г. в Па­ри­же был од­ним из куль­тур­ных цен­тров Ев­ро­пы.

Соч.: Пись­ма П. Ви­ар­до к рус­ским зна­ко­мым // Со­вет­ская му­зы­ка. 1960. № 8.

Лит.: Ро­за­нов А. С. П. Ви­ар­до-Гар­сиа. 3-е изд. Л., 1982.

Вернуться к началу