Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БАЛЕТОВЕ́ДЕНИЕ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2016 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. Я. Суриц, А. С. Галкин

БАЛЕТОВЕ́ДЕНИЕ, наука о балете. Современное Б. включает исследования всех форм танца, теории и истории хореографии, хореографического исполнительства и т. д. В своих лучших аналитических образцах к Б. также относится балетная критика.

Теоретические знания о танце первоначально формулировались и систематизировались в рамках сочинений по театральной поэтике и эстетике, в трудах, обобщающих практику отдельных театральных культур, позднее – в рецензиях на балетные спектакли. В первые десятилетия 20 в. Б. оформилось в самостоятельную науку с собственными предметом и методологией.

Осмысление поэтики танца в Европе началось в эпоху античности (например, «О пляске» Лукиана). В странах Востока сведения о хореографии содержались в трактатах по классическому театральному искусству (например, «Натьяшастра» или сочинения японского актёра и драматурга 1-й пол. 15 в. Дзэами Мотокиё).

В эпоху Возрождения в Италии и Франции появились учебники бального танца и трактаты Г. Эбрео, Ф. Карозо, Т. Арбо, Ч. Негри и др. Практика французского танца Нового времени нашла отражение в трудах К. Ф. Менетрие и Р. О. Фёйе. Приёмы и образы итальянской театральной хореографии рубежа 17–18 вв. зафиксировала книга Г. Ламбранци «Новая и потешная школа театрального танца» (1716).

Параллельно начала складываться поэтика и эстетика балета, предпринимались первые попытки проследить историю его возникновения. Бальтазарини ди Бельджойозо (Бальтазар де Божуайё) в предисловии к либретто «Комедийного балета королевы» (1581) сформулировал основные жанровые критерии нового вида театральных представлений. Во 2-й пол. 17 в. балет, наряду с другими видами зрелищ, рассматривался в трактатах Ф. Э. дОбиньяка («Практика театра», 1657) и М. де Пюра («Мнение о старинных и новых зрелищах», 1668). Два историко-теоретических сочинения о балетном искусстве создал священник Менетрие («О представлениях на музыку старинных и современных», 1681; «О балетах старинных и современных согласно правилам театра», 1682). С позиций эпохи Просвещения по вопросам теории и истории балета выступили английский балетмейстер Дж. Уивер («Опыт об истории танца», 1712; «Беседы по анатомии и механике танца», 1721; «История мимов и пантомим», 1728), французский писатель Л. де Каюзак («Танец старинный и современный, или Исторический трактат о танце», 1754). Венцом просветительской мысли о хореографии стали «Письма о танце и балетах» Ж. Ж. Новерра (1760, позднее неоднократно переиздавались с изменениями и дополнениями) – труд, во многом сохранивший своё теоретическое значение и в начале 21 в. В 1787 появился первый «Словарь танца, содержащий историю, правила и основания танцевального искусства» (Ш. Компан). Сдвиги в теории и практике балета эпохи предромантизма нашли отражение в предисловиях Ш. Л. Дидло к сценариям его балетов, в книге К. Риторни «Комментарии к жизни и хореографическим произведениям С. Вигано» (1838); балетную технику первым систематизировал К. Блазис.

Вплоть до первых десятилетий 19 в. теория хореографии тяготела к нормативности, опиралась на выработанные и полагавшиеся неизменными представления о прекрасном. В эпоху романтизма и во 2-й пол. 19 в. наметился поворот в сторону более гибкой, ориентированной на живую практику театра системы ценностей. На смену теоретическим декларациям пришли мемуары, обобщавшие деятельность ведущих танцовщиков и балетмейстеров (А. Бурнонвиля, Е. О. Вазем, М. И. Петипа, М. Тальони). Начала развиваться балетная критика (Т. Готье, Ж. Жанен, Ф. А. Ж. Кастиль-Блаз, Р. М. и В. Р. Зотовы, Ф. А. Кони, Н. М. Безобразов, А. А. Плещеев, К. А. Скальковский, В. Я. Светлов, С. Н. Худеков). Появлявшиеся нормативные трактаты о хореографии («Танцы вообще, балетные знаменитости и национальные танцы» Блазиса, 1864; «Письма о балете» Л. М. Нелидовой, 1894) воспринимались как анахронизм, зато успех встречали опыты создания книг по истории танца (в России – «Балет, его история и место в ряду изящных искусств» Скальковского, 1882; «Наш балет» Плещеева, 1896, 2-е изд.  1899; «История танцев» в 4 ч. Худекова, 1913–18). Основной метод балетной критики и историко-балетных сочинений в данный период – описательный. Подчас описания достигали высокой художественности (например, у Готье), обогащались за счёт сопоставлений рассматриваемого явления с другими, аналогичными (например, у Скальковского), что позволяет говорить также о зарождении сравнительного метода. На рубеже 19 – 20 вв. в статьях и книгах Светлова возникли зачатки аналитического подхода.

В 1900–10-х гг. развитие балетоведческой мысли стимулировали дискуссии вокруг новых явлений в хореографии: свободного танца, реформ А. А. Горского и М. М. Фокина, спектаклей дягилевских Русских сезонов. А. Л. Волынский обратился к рассмотрению хореографических текстов и выявлению их собственного, не зависящего напрямую от либретто, содержания, став, таким образом, основоположником аналитического метода в Б. Научный инструментарий анализа позволил Волынскому со временем перейти от частных явлений к целостному осмыслению творческого облика выдающихся артистов, школ и, наконец, классического танца как пластического языка (см. например, «Балет в Большом театре» и «Книга ликований», обе 1925). А. Я. Левинсон в работах по истории и современной практике балетного театра («Мастера балета», 1914; «Старый и новый балет», 1918) приложил к рассмотрению хореографии общеэстетические категории и принцип историзма, заложив тем самым фундамент исторического метода в Б. Значительный вклад в теорию хореографии внесли деятели современного танца: сначала А. Дункан, затем немецкие теоретики и практики (Р. фон Лабан и др.), а в 1930-х гг. американские практики и критики (Д. Хамфри и др.). Их идеи способствовали расширению представлений о движении, его организации в пространстве и во времени и др. принципиальных для Б. понятий.

В 1910–20-х гг. балетная критика выделилась в самостоятельную отрасль, независимую от критики драматической и музыкальной, стали формироваться национальные балетоведческие школы, изучавшие главным образом историю балета в своих странах. Во Франции велика была роль обосновавшегося в Париже Левинсона, на которого ориентировались местные авторы (П. Тюгаль, П. Мишо и др.). В Великобритании первые труды принадлежали С. У. Бомонту и А. Хаскеллу, в США получили известность критики Дж. Мартин, Э. Денби, историк балета Л. Мур. Во 2-й половине 20 в. почти во всех странах Европы и Америки были свои исследователи балета и танца, возникли балетные журналы (американские «Ballet Review» и «Dance Chronicle», английский «Dance Research» и др.), а при газетах появились критики, регулярно пишущие о танце.

На рубеже 20–21 вв. ведущее положение в зарубежном Б. занимают школы США, Великобритании и Франции. Главные темы, привлекающие внимание современных балетоведов: балет Франции 17–19 вв. (исследователи А. Прюньер, М. Ф. Кристу, А. Гест); антреприза С. П. Дягилева, артисты и хореографы его времени (Р. Бакл, Л. Гарафола и др.); французский и английский балет 20 в. (М. Кларк, С. Джордан, Кристу, М. Бабски, Л. Брюнель и др.); балет и танец США, особенно творчество Дж. Баланчина (Л. Кёрстин, Б. Тейпер, Ф. Мейсон, Н. Рейнолдс и др.). Большое чисто монографий, изданных как в США, так и в др. странах, посвящено американскому танцу модерн (С. Дж. Коэн, У. Терри, Д. Макдона, Д. Воан и др.), танцу постмодерн (С. Бейнс). Многие ведущие балетмейстеры (С. Лифарь, М. Бежар, А. Де Милль) выступали как авторы теоретических работ. Значительный вклад в мировое Б. внесли историки танца Дании (Э. Ашенгрен, С. Краг-Якобсен), Швеции (Б. Хегер), Австрии (Ф. Дерра де Морода), Германии (Э. Реблинг, Х. Кёглер), Венгрии (Г. Дьенеш), Польши (И. Турска, Я. Пуделек), Болгарии (В. М. Консулова), Израиля (Г. Манор). С конца 20 в. всё больше внимания уделяется танцу стран Востока и Африки. Разрабатываются не только новые темы, но и новые подходы (социальный, гендерный), новые методики изучения танца. Особую группу изданий в области балета и танца составляют справочники: в США – 6-томная «Международная энциклопедия танца» (1998), в Великобритании – 2-томный «Международный словарь балета» (1993) и «Международный словарь танца модерн» (1998), Оксфордские словари танца (1987, 2000), а также словарь «Танец» французского издательства «Larousse» (1999), многотомный каталог нью-йоркской «Танцевальной коллекции» (1-е изд. в книжном варианте – до середины 1970-х гг., затем дополнения и электронный вариант). Большую роль в исследовании танца сыграли открытые в середине 20 в. специализированные библиотеки, музеи, центры: Музей танца в Стокгольме, библиотека-музей «Танцевальная коллекция» в Нью-Йорке, танцевальные архивы в Кёльне и Лейпциге, «Синематека танца» в Париже, и др.

Балетоведение в России

В России первые сообщения о танцах и балете появились во 2-й половине 18 в., в т. ч. в статьях Я. Штелина в «Санкт-Петербургском вестнике» (1779). В 1790 издан «Танцевальный словарь», основанный на переводных материалах. С 1810 газеты печатали статьи о балете. До середины 1910-х гг. русская балетная критика и теория хореографии развивались в единстве с европейскими. В конце 1910-х гг. начала формироваться отечественная школа Б. В 1920-х гг. ведущими балетными критиками были: в Петрограде (Ленинграде)  И. И. Соллертинский, в Москве  В. П. Ивинг, А. А. Черепнин; вопросами теории танца занимались в Российской академии художественных наук. В конце 1920-х гг. на Б. оказала влияние ленинградская театроведческая школа А. А. Гвоздева. Значение для Б. имели и труды музыковедов (в т. ч. Б. В. Асафьева), историков драматического театра (В. Н. Всеволодского-Гернгросса, С. С. Мокульского и др.). Большую роль в развитии Б. сыграли печатные выступления балетмейстера и теоретика Ф. В. Лопухова. В книге «Пути балетмейстера» (1925) он теоретически подкрепил принципы использования и комбинирования отдельных движений классического танца, построение характерного танца, сочетание движений с музыкой и ряд др. вопросов, ранее решавшихся на практике интуитивно, а также обосновал новый пластический язык (гротеск) и новый жанр (танцсимфонию). В конце жизни в книге «Хореографические откровенности» (1972) Лопухов вернулся к тому же кругу тем и по-новому трактовал их с опорой на собственную балетмейстерскую деятельность и опыт балетного театра 20 в. В 1927 Ю. И. Слонимский в монографии «Сильфида» дал первый образец применения метода описательной реконструкции балетного спектакля. В 1930-х гг. работы Л. Д. Блок положили начало новой методике исследования классического танца, основанной на историческом подходе к его развитию. Теоретическим памятником эпохи драмбалета остались книги Р. В. Захарова: «Искусство балетмейстера» (1954), «Записки балетмейстера» (1967), «Слово о танце» (1977), «Сочинение танца» (1983) и др. Важные теоретические проблемы были подняты в ходе дискуссии, которая велась в 1940–70-х гг. вокруг путей развития отечественного балета. Ведущие критики (Слонимский, В. И. Голубов, В. М. Красовская, П. М. Карп, М. М. Габович и др.) настаивали на необходимости реформ, поддерживали новаторов.

Во 2-й половине 20 в. сложившаяся методика Б. позволила приступить к созданию обобщающих исторических работ. В 1960–70-х гг. вышел монументальный (4 тома) труд Красовской о русском балете, прослеживающий его путь от возникновения до начала 1920-х гг. В 1970–80-х гг. Красовской написана первая история западноевропейского балета (4 тома), охватывающая период от раннего Средневековья до эпохи романтизма включительно. История московского балета нашла отражение в исследованиях Е. Я. Суриц. Ю. А. Бахрушин создал учебное пособие (1965), до сих пор использующееся в хореографических училищах и вузах. С 1960-х гг. началось изучение явлений, ранее замалчивавшихся по идеологическим причинам: творчества Фокина, К. Я. Голейзовского, студийных экспериментов 1920-х гг., современного западного балета и танца модерн (статьи и книги Г. Н. Добровольской, Суриц, Н. Ю. Черновой, Н. Н. Зозулиной, И. Е. Сироткиной). Современная практика советской хореографии анализировалась в книгах и статьях Красовской, Б. А. Львова-Анохина, Н. Е. Шереметьевской, Н. И. Эльяша, А. П. Демидова, Е. П. Беловой. В серии «Солисты балета» публиковались монографии, посвящённые ведущим отечественным танцовщикам. Традицию рассмотрения искусства хореографии в русле общеэстетических проблем поддержал В. В. Ванслов («Балеты Григоровича и проблемы хореографии», 1971, и др.). Слонимский приступил к теоретическому осмыслению хореографической драматургии («Драматургия балетного театра XIX в.», 1977). В 1980-х гг. началось изучение истории отечественной балетной критики («Русская балетная критика» О. А. Петрова, в 2 тт.: т. 1 – 1982, т. 2 – 1995). Одновременно в работах ряда московских балетоведов (В. М. Гаевского, Демидова, М. Е. Константиновой) наметилась новая, свободно-ассоциативная, манера изложения материала, основанная на широком сопоставлении явлений в балетном искусстве с историко-культурным контекстом, на применении в балетоведческих текстах приёмов эссеистики.

С 1960-х гг. ведётся систематизация фактологического материала: вышли в свет словарь-справочник «Всё о балете» (1966), энциклопедии «Балет» (1981) и «Русский балет» (1987), справочник А. Б. Дегена и И. В. Ступникова «Петербургский балет (1903–2003)» (2003), энциклопедический словарь «2500 хореографических премьер XX века (1900–1945)» В. А. Кулакова и В. М. Папе (2008), многотомное издание «Петербургский балет. Три века», содержащее полную хронику петербургской сцены 18 – 20 вв. (автор проекта С. В. Дружинина, куратор Н. Н. Зозулина, к настоящему времени выпущено 4 т. из 5).

С 1981 издаётся журнал «Балет» (до 1991 «Советский балет»), печатающий как критические, так и исследовательские материалы.

Лит.: Петров О. А. Русская балетная критика кон. XVIII – первой пол. XIX в. М., 1982, 1995; Documentation Beyond Performance: Dance Scholarship Today. Berlin, 1989; International Encyclopedia of Dance. N.Y., Oxford. 1998.

Вернуться к началу