Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГВО́ЗДЕВ АЛЕКСЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 6. Москва, 2006, стр. 470

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Н. А. Таршис

ГВО́ЗДЕВ Алек­сей Алек­сан­д­ро­вич [24.2 (8.3).1887, С.-Пе­тер­бург – 10.4.1939, Ле­нин­град], рос. те­ат­ро­вед. В 1905–08 учил­ся в ун-тах Лейп­ци­га и Мюн­хе­на, в 1913 окон­чил ис­то­ри­ко-фи­ло­ло­гич. ф-т С.-Пе­терб. ун-та. В 1914 де­бю­ти­ро­вал в пе­ча­ти как ис­то­рик те­ат­ра, с 1920 – как те­ат­раль­ный кри­тик. В 1917–20 пре­по­да­вал в Том­ском ун-те, с 1920 – в Ле­нингр. пе­да­го­гич. ин-те им. А. И. Гер­це­на. В 1922 воз­гла­вил в Рос. ин-те ис­то­рии ис­кусств (Пет­ро­град) сек­тор те­ат­ра (пер­вый в Рос­сии). Груп­па учё­ных (В. Н. Со­ловь­ёв, И. И. Сол­лер­тин­ский, К. Н. Дер­жа­вин, А. С. Бул­га­ков, А. И. Пи­от­ров­ский) под рук. Г. со­ста­ви­ла ос­но­ву т. н. ле­нингр. шко­лы те­ат­ро­ве­де­ния. В 1925 и 1928 изу­чал в Ев­ро­пе совр. те­ат­раль­ный про­цесс. Один из ос­но­во­по­лож­ни­ков отеч. те­ат­ро­ве­де­ния; соз­дал фун­дам. кон­цеп­цию раз­ви­тия те­ат­раль­но­го иск-ва, свя­зы­ваю­щую ис­то­рич., со­цио­ло­гич. и фор­маль­ный ас­пек­ты; раз­ра­бо­тал прин­ци­пы ана­ли­за те­ат­раль­ной фор­мы, ме­то­ди­ку опи­са­ния и фик­са­ции совр. спек­так­лей ре­жис­сёр­ско­го те­ат­ра, по­ло­жил на­ча­ло сис­те­ма­тич. изу­че­нию в Рос­сии ис­то­рии зап.-ев­роп. те­ат­ра. Круг на­уч. ин­те­ре­сов Г. вклю­чал ев­роп. те­атр эпо­хи фео­да­лиз­ма, ран­ний рус. те­атр, нем. экс­прес­сио­низм, про­бле­мы ре­жис­су­ры (в т. ч. дли­тель­ное вре­мя изу­чал спек­так­ли В. Э. Мей­ер­холь­да) и сце­но­гра­фии, ки­но, цирк, муз. те­атр, ба­лет и др. В 1932 «ле­нин­град­ская те­ат­ро­вед­че­ская шко­ла» бы­ла объ­яв­ле­на «бур­жу­аз­но-фор­маль­ной» (её раз­гро­му пред­ше­ст­во­ва­ла кам­па­ния, раз­вер­нув­шая­ся в Мо­ск­ве про­тив Мей­ер­холь­да в 1931). Дос­ти­же­ния Г. и его шко­лы со­став­ля­ют ос­но­ву совр. те­ат­ро­ве­де­ния как нау­ки.

Соч.: Из ис­то­рии те­ат­ра и дра­мы. П., 1923; Те­атр им. Вс. Мей­ер­холь­да (1920–1926). Л., 1927; Ху­дож­ник в те­ат­ре. М.; Л., 1931; Ис­то­рия за­пад­но­ев­ро­пей­ской ли­те­ра­ту­ры. Сред­ние ве­ка и Воз­ро­ж­де­ние. М.; Л., 1935; За­пад­но­ев­ро­пей­ский те­атр на ру­бе­же XIX и ХХ сто­ле­тий. Л.; М., 1939; Те­ат­раль­ная кри­ти­ка. Л., 1987.

Лит.: Про­фес­сор А. А. Гвоз­дев // Уч. зап. ЛГПИ им. А. И. Гер­це­на. 1939. Т. 26; Мо­куль­ский С. С. А. А. Гвоз­дев – ис­то­рик за­рубеж­но­го те­ат­ра // Те­атр и дра­ма­тур­гия. Л., 1959; Зо­лот­ниц­кий Д. И. Веч­ные спут­ни­ки (А. А. Гвоз­дев и В. Э. Мей­ер­хольд) // Во­про­сы те­ат­ро­ве­де­ния. СПб., 1991; Пе­со­чин­ский Н. В. Мей­ер­хольд и ран­нее те­ат­ро­ве­де­ние // Мей­ер­хольд: К ис­то­рии твор­че­ско­го ме­то­да. СПб., 1998.

Вернуться к началу