Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ОБИНЬЯ́К ФРАНСУА ЭДЕЛЕН

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 23. Москва, 2013, стр. 475

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Голубков

ОБИНЬЯ́К (Aubignac) Фран­суа Эде­лен (Hédelin), аб­бат д’ (4.8.1604, Па­риж – 25.7.1676, Не­мур), франц. пи­са­тель. Отец О. – адво­кат, мать – дочь А. Па­ре. Дет­ст­во про­вёл в Не­му­ре, где с 1610 слу­жил его отец. По­лу­чил до­маш­нее об­ра­зо­ва­ние. По­сле не­про­дол­жи­тель­ной ра­бо­ты ад­во­ка­том в Не­му­ре пе­ре­брал­ся в Па­риж (1627), сбли­зил­ся с кар­ди­на­лом Ри­ше­льё, ко­торый до­ве­рил ему вос­пи­та­ние пле­мян­ни­ка. По­сле не­удач­ной по­пыт­ки стать чле­ном Франц. ака­де­мии ок. 1654 воз­гла­вил соб­ств. «Ака­де­мию изящ­ной сло­вес­но­сти». В кон­це жиз­ни уда­лил­ся в Не­мур.

Один из са­мых зна­чит. тео­ре­ти­ков дра­мы 17 в., вы­сту­пал как апо­ло­гет клас­си­циз­ма. В трак­та­те «Прак­ти­ка те­ат­ра» («La pratique du théâtre», 1657) сис­те­ма­ти­зи­ро­вал дра­ма­тич. кон­цеп­ции Ари­сто­те­ля и Го­ра­ция, обос­но­вал не­об­хо­ди­мость без­ус­лов­но­го со­блю­де­ния трёх единств тео­рии. Вы­ска­зан­ные эс­те­тич. прин­ци­пы на­шли от­ра­же­ние в про­за­ич. тра­ге­ди­ях О., не сни­скав­ших ус­пе­ха у пуб­ли­ки: «Ци­мин­да, или Две жерт­вы» («Cyminde ou Les deux victimes», 1642), «Ор­ле­ан­ская дев­ст­вен­ни­ца» («La pu­celle d’Orléans», 1642), «Зе­но­бия» («Zéno­bie», 1647), «Му­че­ни­че­ст­во свя­той Ка­те­ри­ны» («Le martyre de Sainte-Ca­the­rine», 1650). В за­мет­ках и по­сла­ни­ях вы­сту­пал с кри­ти­кой Ж. Ме­на­жа, М. де Скю­де­ри, П. Кор­не­ля и др.; в кн. «Ака­де­ми­че­ские пред­по­ло­же­ния, или Раз­мыш­ле­ния об "Или­а­де"» («Conjectures aca­démiques ou Dissertation sur l’Ili­ade», созд. ок. 1664) од­ним из пер­вых усом­нил­ся в су­ще­ст­вова­нии Го­ме­ра, ут­вер­ждая, что текст при­пи­сы­вае­мых ему по­эм был со­став­лен на ос­но­ве пе­сен раз­ных ис­пол­ни­те­лей (см. Го­ме­ров­ский вопрос). Ав­тор мно­го­числ. про­из­ве­де­ний в ду­хе пре­ци­оз­но­сти. Твор­че­ст­во О. спо­соб­ст­во­ва­ло раз­ви­тию клас­си­циз­ма во франц. лит-ре, а так­же ста­нов­ле­нию лит. кри­ти­ки.

Соч.: Прак­ти­ка те­ат­ра // Ли­те­ра­тур­ные ма­ни­фе­сты за­пад­но­ев­ро­пей­ских клас­си­ци­стов. М., 1980; Conjectures académiques, ou Dissertation sur l’«Iliade». P., 2010; La pratique du théâtre. P., 2011.

Лит.: Arnaud Ch. Les théories dramatiques au 17e siècle: étude sur la vie et les œuvres de l’abbé d’Aubignac. Gen., 1970.

Вернуться к началу