ГОМЕ́Р
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГОМЕ́Р (Ὅμηρος), легендарный др.-греч. поэт. Начиная с античности считался творцом двух первых эпич. поэм Европы – «Илиады» и «Одиссеи». Кроме того, ему приписывалось авторство т. н. гомеровских гимнов и ряда др. произведений, в т. ч. комич. поэм «Война мышей и лягушек» и «Маргит». Все свидетельства о Г. носят расплывчатый характер: на право считаться его родиной претендовало множество городов; язык, которым написаны поэмы, представляет собой искусств. смешение разл. диалектных форм и не даёт возможности связать их возникновение с конкретной областью Греции. Позднеантичные биографии Г. («О жизни и поэзии Гомера» Псевдо-Плутарха, 2–3 вв. н. э., и др.) содержат либо полностью вымышленные сведения, либо традиц. мифопоэтич. представления о великом певце, отчасти почерпнутые из самих гомеровских поэм. Как и положено мудрецу-провидцу, Г. представлялся слепцом; соответственно (как «слепец») толковалось и само его имя (историком Эфором, 4 в. до н. э., и др.), первое упоминание которого встречается у лирич. певца Каллина (7 в. до н. э.). Г. схож в этом с изображённым в «Одиссее» певцом Демодоком и одновременно соответствует «автопортрету» «слепого старца с Хиоса» из гомеровского гимна «К Аполлону» (авторство которого приписывалось в древности также поэту Кинефу, 6 в. до н. э.). Др. вариант этимологии имени Г. – «заложник», якобы потому, что сам Г. либо его отец находились в плену на Востоке. В качестве родителей Г., по разным источникам, фигурировали музы и Аполлон, а также сын Одиссея Телемак; считалось, что изначально Г. носил другое имя (Мелес, Мелисеген и др.), а собственно Г. он стал именоваться позже. Связывая имя с поэтич. деятельностью Г., совр. учёные истолковывают его как «слагатель [песен]», просто «сказитель, певец» (Г. Надь) или как «[певец] в собрании» (М. Дуранте, М. Вест).
В античности Г. вместе с Гесиодом выступали в роли первых поэтов-мудрецов, учителей греков; постоянно велись споры о том, кто из них жил раньше; сами они стали персонажами поэтич. «Спора Гомера и Гесиода» (4 в. до н. э.). Своим прародителем Г. считали рапсоды – исполнители эпич. поэм, именовавшие себя сыновьями Г. («гомеридами»). Подобно др. архаич. поэтам (Архилоху и тому же Гесиоду), Г. стал объектом культа: храмы в его честь (т. н. гомерейоны) существовали на Хиосе, в Смирне и др. В Александрии ему возвёл святилище царь Птолемей IV Филопатор. Для античного восприятия Г. в высшей степени характерен знаменитый эллинистич. рельеф Архелая из Приены «Апофеоз Гомера» (2 в. до н. э.): Г. иконографически уподоблен окружённому музами и Аполлоном Зевсу, свою дань ему воздают аллегорич. фигуры Истории, Поэзии, Трагедии и Комедии, символизирующие всю античную словесность, а на голову ему возлагают венок Время (Хронос) и Мир (Ойкумена) – некоторые учёные усматривают в них образы самого Птолемея IV Филопатора и его супруги Арсинои.
В Новое время историчность фигуры Г. стала вызывать всё больше сомнений в контексте споров вокруг гомеровского вопроса. Поборники идеи авторского создания гомеровских поэм обычно относят его жизнь к 8–7 вв. до н. э.; при этом удаётся даже проследить их «относительную датировку»: считается, что «Одиссея» была создана уже постаревшим и умудрённым Г. Приверженцы устной теории происхождения др.-греч. эпоса скорее считают Г. мифопоэтич. олицетворением традиции, подобным легендарным инд. поэтам Вьясе и Вальмики, по преданию, создавшим «Махабхарату» и «Рамаяну». Всё же и при таком подходе порой заметна тенденция к сохранению индивидуальности Г.: исследователи считают его либо наиболее выдающимся в многовековой цепи исполнителей устного эпоса, либо одним из последних в этой череде, с чьих слов поэмы были записаны в первый раз.
Лит.: Лосев А. Ф. Гомер. 2-е изд. М., 1996; Гиндин Л. А., Цымбурский В. А. Гомер и история Восточного Средиземноморья. М., 1996; Rutherford R. Homer. Oxf., 1996; A new companion to Homer. Leiden, 1997; Зайцев А. И. Культурный переворот в Древней Греции VIII–V вв. до н. э. 2-е изд. СПб., 2001; Graziosi B. Inventing Homer: the early reception of epic. Camb., 2002; Latacz J. Homer: der erste Dichter des Abendlands. 4. Aufl. Düsseldorf, 2003; The Cambridge companion to Homer. Camb., 2004.
Н. П. Гринцер.