Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГОМЕ́Р

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 7. Москва, 2007, стр. 378-379

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ГОМЕ́Р (Ὅμηρος), ле­ген­дар­ный др.-греч. по­эт. На­чи­ная с ан­тич­но­сти счи­тал­ся твор­цом двух пер­вых эпич. по­эм Ев­ро­пы – «Илиа­ды» и «Одис­сеи». Кро­ме то­го, ему при­пи­сы­ва­лось ав­тор­ст­во т. н. го­ме­ров­ских гим­нов и ря­да др. про­из­ве­де­ний, в т. ч. ко­мич. по­эм «Вой­на мы­шей и ля­гу­шек» и «Мар­гит». Все сви­де­тель­ст­ва о Г. но­сят рас­плыв­ча­тый ха­рак­тер: на пра­во счи­тать­ся его ро­ди­ной пре­тен­до­ва­ло мно­же­ст­во го­ро­дов; язык, ко­то­рым на­пи­са­ны по­эмы, пред­став­ля­ет со­бой ис­кусств. сме­ше­ние разл. диа­лект­ных форм и не да­ёт воз­мож­но­сти свя­зать их воз­ник­но­ве­ние с кон­крет­ной об­ла­стью Гре­ции. Позд­не­ан­тич­ные био­гра­фии Г. («О жиз­ни и по­эзии Го­ме­ра» Псев­до-Плу­тар­ха, 2–3 вв. н. э., и др.) со­дер­жат ли­бо пол­но­стью вы­мыш­лен­ные све­де­ния, ли­бо тра­диц. ми­фо­по­этич. пред­став­ле­ния о ве­ли­ком пев­це, от­час­ти по­черп­ну­тые из са­мих го­ме­ров­ских по­эм. Как и по­ло­же­но муд­ре­цу-про­вид­цу, Г. пред­став­лял­ся слеп­цом; со­от­вет­ст­вен­но (как «сле­пец») тол­ко­ва­лось и са­мо его имя (ис­то­ри­ком Эфо­ром, 4 в. до н. э., и др.), пер­вое упо­ми­на­ние ко­то­ро­го встре­ча­ет­ся у ли­рич. пев­ца Кал­ли­на (7 в. до н. э.). Г. схож в этом с изо­бра­жён­ным в «Одис­сее» пев­цом Де­мо­до­ком и од­но­вре­мен­но со­от­вет­ст­ву­ет «ав­то­порт­ре­ту» «сле­по­го стар­ца с Хио­са» из го­ме­ров­ско­го гим­на «К Апол­ло­ну» (ав­тор­ст­во ко­то­ро­го при­пи­сы­ва­лось в древ­но­сти так­же по­эту Ки­не­фу, 6 в. до н. э.). Др. ва­ри­ант эти­мо­ло­гии име­ни Г. – «за­лож­ник», яко­бы по­то­му, что сам Г. ли­бо его отец на­хо­ди­лись в пле­ну на Вос­то­ке. В ка­че­ст­ве ро­ди­те­лей Г., по раз­ным ис­точ­ни­кам, фи­гу­ри­ро­ва­ли му­зы и Апол­лон, а так­же сын Одис­сея Те­ле­мак; счи­та­лось, что из­на­чаль­но Г. но­сил дру­гое имя (Ме­лес, Ме­ли­се­ген и др.), а соб­ст­вен­но Г. он стал име­но­вать­ся поз­же. Свя­зы­вая имя с по­этич. дея­тель­но­стью Г., совр. учё­ные ис­тол­ко­вы­ва­ют его как «сла­га­тель [пе­сен]», про­сто «ска­зи­тель, пе­вец» (Г. Надь) или как «[пе­вец] в со­б­ра­нии» (М. Ду­ран­те, М. Вест).

«Апофеоз Гомера». Фрагмент рельефа Архелая из Приены (2 в. до н. э.). Британский музей (Лондон).

В ан­тич­но­сти Г. вме­сте с Ге­сио­дом вы­сту­па­ли в ро­ли пер­вых по­этов-муд­ре­цов, учи­те­лей гре­ков; по­сто­ян­но ве­лись спо­ры о том, кто из них жил рань­ше; са­ми они ста­ли пер­со­на­жа­ми по­этич. «Спо­ра Го­ме­ра и Ге­сио­да» (4 в. до н. э.). Сво­им пра­ро­ди­те­лем Г. счи­та­ли рап­со­ды – ис­пол­ни­те­ли эпич. по­эм, име­но­вав­шие се­бя сы­новь­я­ми Г. («го­ме­ри­да­ми»). По­доб­но др. ар­ха­ич. по­этам (Ар­хи­ло­ху и то­му же Ге­сио­ду), Г. стал объ­ек­том куль­та: хра­мы в его честь (т. н. го­ме­рей­о­ны) су­ще­ст­во­ва­ли на Хио­се, в Смир­не и др. В Алек­сан­д­рии ему воз­вёл свя­ти­ли­ще царь Пто­ле­мей IV Фи­ло­па­тор. Для ан­тич­но­го вос­при­ятия Г. в выс­шей сте­пе­ни ха­рак­те­рен зна­ме­ни­тый эл­ли­ни­стич. рель­еф Ар­хе­лая из При­е­ны «Апо­фе­оз Го­ме­ра» (2 в. до н. э.): Г. ико­но­гра­фи­че­ски упо­доб­лен ок­ру­жён­но­му му­за­ми и Апол­ло­ном Зев­су, свою дань ему воз­да­ют ал­ле­го­рич. фи­гу­ры Ис­то­рии, По­эзии, Тра­ге­дии и Ко­ме­дии, сим­во­ли­зи­рую­щие всю ан­тич­ную сло­вес­ность, а на го­ло­ву ему воз­ла­га­ют ве­нок Вре­мя (Хро­нос) и Мир (Ой­ку­ме­на) – не­ко­то­рые учё­ные ус­мат­ри­ва­ют в них об­ра­зы са­мо­го Пто­ле­мея IV Фи­ло­па­то­ра и его суп­ру­ги Ар­си­нои.

В Но­вое вре­мя ис­то­рич­ность фи­гу­ры Г. ста­ла вы­зы­вать всё боль­ше со­мне­ний в кон­тек­сте спо­ров во­круг го­ме­ров­ско­го во­про­са. По­бор­ни­ки идеи ав­тор­ско­го соз­да­ния го­ме­ров­ских по­эм обыч­но от­но­сят его жизнь к 8–7 вв. до н. э.; при этом уда­ёт­ся да­же про­сле­дить их «от­но­си­тель­ную да­ти­ров­ку»: счи­та­ет­ся, что «Одис­сея» бы­ла соз­да­на уже по­ста­рев­шим и умуд­рён­ным Г. При­вер­жен­цы уст­ной тео­рии про­ис­хо­ж­де­ния др.-греч. эпо­са ско­рее счи­та­ют Г. ми­фо­по­этич. оли­це­тво­ре­ни­ем тра­ди­ции, по­доб­ным ле­ген­дар­ным инд. по­этам Вья­се и Валь­ми­ки, по пре­да­нию, соз­дав­шим «Ма­хаб­ха­ра­ту» и «Ра­мая­ну». Всё же и при та­ком под­хо­де по­рой за­мет­на тен­ден­ция к со­хра­не­нию ин­ди­ви­ду­аль­но­сти Г.: ис­сле­до­ва­те­ли счи­та­ют его ли­бо наи­бо­лее вы­даю­щим­ся в мно­го­ве­ко­вой це­пи ис­пол­ни­те­лей уст­но­го эпо­са, ли­бо од­ним из по­след­них в этой че­ре­де, с чьих слов по­эмы бы­ли за­пи­са­ны в пер­вый раз.

Лит.: Ло­сев А. Ф. Го­мер. 2-е изд. М., 1996; Гин­дин Л. А., Цым­бур­ский В. А. Го­мер и ис­то­рия Вос­точ­но­го Сре­ди­зем­но­мо­рья. М., 1996; Rutherford R. Homer. Oxf., 1996; A new companion to Homer. Leiden, 1997; Зай­цев А. И. Куль­тур­ный пе­ре­во­рот в Древ­ней Гре­ции VIII–V вв. до н. э. 2-е изд. СПб., 2001; Gra­ziosi B. Inventing Homer: the early reception of epic. Camb., 2002; Latacz J. Homer: der erste Dichter des Abendlands. 4. Aufl. Düssel­dorf, 2003; The Cambridge companion to Ho­mer. Camb., 2004.

Н. П. Грин­цер.

Вернуться к началу