Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТРЁХ ЕДИ́НСТВ ТЕО́РИЯ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 32. Москва, 2016, стр. 379-380

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. М. Ранчин

ТРЁХ ЕДИ́НСТВ ТЕО́РИЯ, обя­за­тель­ные прин­ци­пы по­строе­ния дра­ма­тур­гич. про­из­ве­де­ния в эпо­ху клас­си­циз­ма, со­сто­яв­шие в со­блю­де­нии «един­ст­ва вре­ме­ни», «един­ст­ва мес­та» и «един­ст­ва дей­ст­вия». «Един­ст­во вре­ме­ни» – пра­ви­ло мак­си­маль­но­го при­бли­же­ния вре­ме­ни, изо­бражённо­го в тра­ге­дии или ко­ме­дии, к дли­тель­но­сти её по­ста­нов­ки; ка­те­го­ри­че­ски не до­пус­ка­лось, что­бы вре­мя, изо­бра­жае­мое в пье­се, пре­вы­ша­ло су­тки. «Един­ст­во мес­та» под­ра­зу­ме­ва­ло, что со­бы­тия пье­сы долж­ны про­ис­хо­дить в од­ном и том же мес­те. Пол­ным ис­пол­не­ни­ем пра­ви­ла счи­та­лось, ес­ли дей­ст­вие раз­во­ра­чи­ва­ет­ся в од­них по­ко­ях, ка­те­го­ри­че­ски не до­пус­кал­ся пе­ре­ход дей­ст­вия из до­ма в дом, из до­ма на ули­цу. «Един­ст­во дей­ст­вия» – пра­ви­ло, наи­бо­лее важ­ное из всех; со­глас­но ему в пье­се долж­но изо­бра­жать­ся толь­ко од­но со­бы­тие. В ос­но­ве Т. е. т. ле­жа­ла ра­цио­на­ли­стич. трак­тов­ка прав­до­по­до­бия, ос­но­ван­ная на пред­став­ле­нии о то­ж­де­ст­ве сце­нич. про­стран­ст­ва с про­стран­ст­вом, изо­бра­жае­мым в пье­се, а вре­ме­ни дей­ст­вия – со вре­ме­нем по­ста­нов­ки; «един­ст­во дей­ст­вия» дик­то­ва­лось клас­си­ци­стич. эс­те­ти­кой, вы­ше все­го це­нив­шей гар­мо­нию и строй­ность в про­из­ве­де­нии ис­кус­ст­ва. Т. е. т. бы­ла по­ле­ми­че­ски про­ти­во­пос­тав­ле­на тра­ди­ци­ям нар. те­ат­ра и те­ат­ра ба­рок­ко, до­пус­кав­ше­го вы­со­кую сте­пень ус­лов­но­сти (так, в те­ат­ре ба­рок­ко на од­ной сце­не бы­ло неск. пло­ща­док, изо­бра­жав­ших раз­ные мес­та дей­ст­вия). Вме­сте с тем Т. е. т. при­во­ди­ла к рос­ту ус­лов­но­сти в груп­пи­ров­ке со­бы­тий и пер­со­на­жей, к пре­дель­но­му уп­лот­не­нию дей­ст­вия.

«Един­ст­во дей­ст­вия» и ог­ра­ни­че­ние по объ­ё­му изо­бра­жён­но­го вре­ме­ни (от 12 до 30 ч) вы­дви­ну­ты как дра­ма­тур­гич. пра­ви­ла в «По­эти­ке» Ари­сто­те­ля. «Един­ст­во вре­ме­ни» (не бо­лее 24 ч) впер­вые пред­ло­же­но как обя­за­тель­ное дра­ма­тур­гич. пра­ви­ло итал. ком­мен­та­то­ра­ми Ари­сто­те­ля Б. Лом­бар­ди и В. Мад­жи в соч. «Об­ще­по­нят­ные объ­яс­не­ния к кни­ге Ари­сто­те­ля о по­эти­ке» (1550); это пра­ви­ло под­дер­жал в Ита­лии Л. Кас­тель­вет­ро, счи­таю­щий­ся соз­да­те­лем Т. е. т., в трак­та­те «По­эти­ка Ари­сто­те­ля, из­ло­жен­ная на на­род­ном язы­ке и ис­тол­ко­ван­ная» (1570), а так­же Ф. Буо­на­ми­чи в «По­эти­че­ских рас­су­ж­де­ни­ях во фло­рен­тий­ской Ака­де­мии в за­щи­ту Ари­сто­те­ля» (1597). Итал. тео­ре­ти­ки апел­ли­ро­ва­ли к ав­то­ри­те­ту Ари­сто­те­ля, счи­тая, что про­яс­ня­ют идеи, со­дер­жав­шие­ся в его «По­эти­ке». Даль­ней­шее раз­ви­тие Т. е. т. по­лу­чи­ла в со­чи­не­нии франц. тео­ре­ти­ка Ж. де Ла Тая «Об ис­кус­ст­ве тра­ге­дии» (1572), но окон­чатель­но сфор­ми­ро­ва­лась во Фран­ции в 1630-е гг. в со­чи­не­ни­ях Ж. Ша­п­ле­на, в ча­ст­но­сти в «Обос­но­вании пра­ви­ла два­дца­ти че­ты­рёх ча­сов и оп­ро­вер­же­нии воз­ра­же­ний» (1630), в пре­ди­сло­вии Ж. Ме­ре к из­да­нию пье­сы «Силь­ва­ни­ра» (1631), в дис­кус­сии о тра­ге­дии П. Кор­не­ля «Сид» (1637), в на­пи­сан­ном Кор­не­лем «Рас­су­ж­де­нии о трёх един­ст­вах – дей­ст­вия, вре­ме­ни и мес­та» (1660). Т. е. т. сле­до­ва­ли франц. дра­ма­тур­ги 17 в.: Кор­нель, Ж. Ра­син, Моль­ер. В ка­но­нич. ви­де Т. е. т. сфор­му­ли­ро­ва­на в трак­та­те Н. Буа­ло «По­эти­че­ское ис­кус­ст­во» (1674); её пра­ви­ла на про­тя­же­нии 17 – 1-й пол. 18 вв. бы­ли обя­за­тель­ны­ми для ев­роп. дра­ма­тур­гии. В Гер­ма­нии их под­дер­жал И. К. Гот­шед в трак­та­те «Опыт кри­ти­че­ской по­эти­ки для нем­цев» (1730). В Рос­сии А. П. Су­ма­ро­ков соз­дал под­ра­жа­ние трак­та­ту Буа­ло – «Епи­сто­лу о сти­хо­твор­ст­ве» (1748), где так­же при­знал Т. е. т.; сле­дуя ей, он пе­ре­ра­бо­тал в 1748 тра­ге­дию У. Шек­спи­ра «Гам­лет». Со­блю­де­ние прин­ци­пов Т. е. т. со­хра­ня­лось в ев­роп. дра­ма­тур­гии до кон. 18 – нач. 19 вв. Пред­ро­ман­ти­че­ская и ро­ман­тич. ли­те­ра­ту­ра от­верг­ла эти прин­ци­пы как ус­лов­ные и про­ти­во­ре­чив­шие прав­до­по­до­бию. В Гер­ма­нии од­ним из пер­вых слу­ча­ев де­мон­ст­ра­тив­но­го на­ру­ше­ния Т. е. т. ста­ла ис­то­рич. хро­ни­ка И. В. Гё­те «Гёц фон Бер­ли­хин­ген с же­лез­ной ру­кой» (1773), на­пи­сан­ная в под­ра­жа­ние Шек­спи­ру. Од­ной из пер­вых рус. пьес, пре­неб­рег­ших Т. е. т., бы­ла дра­ма А. С. Пуш­ки­на «Бо­рис Го­ду­нов» (1824–25).

Лит.: Ев­ро­пей­ская по­эти­ка от ан­тич­но­сти до эпо­хи Про­све­ще­ния. М., 2010.

Вернуться к началу