ТРЁХ ЕДИ́НСТВ ТЕО́РИЯ
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ТРЁХ ЕДИ́НСТВ ТЕО́РИЯ, обязательные принципы построения драматургич. произведения в эпоху классицизма, состоявшие в соблюдении «единства времени», «единства места» и «единства действия». «Единство времени» – правило максимального приближения времени, изображённого в трагедии или комедии, к длительности её постановки; категорически не допускалось, чтобы время, изображаемое в пьесе, превышало сутки. «Единство места» подразумевало, что события пьесы должны происходить в одном и том же месте. Полным исполнением правила считалось, если действие разворачивается в одних покоях, категорически не допускался переход действия из дома в дом, из дома на улицу. «Единство действия» – правило, наиболее важное из всех; согласно ему в пьесе должно изображаться только одно событие. В основе Т. е. т. лежала рационалистич. трактовка правдоподобия, основанная на представлении о тождестве сценич. пространства с пространством, изображаемым в пьесе, а времени действия – со временем постановки; «единство действия» диктовалось классицистич. эстетикой, выше всего ценившей гармонию и стройность в произведении искусства. Т. е. т. была полемически противопоставлена традициям нар. театра и театра барокко, допускавшего высокую степень условности (так, в театре барокко на одной сцене было неск. площадок, изображавших разные места действия). Вместе с тем Т. е. т. приводила к росту условности в группировке событий и персонажей, к предельному уплотнению действия.
«Единство действия» и ограничение по объёму изображённого времени (от 12 до 30 ч) выдвинуты как драматургич. правила в «Поэтике» Аристотеля. «Единство времени» (не более 24 ч) впервые предложено как обязательное драматургич. правило итал. комментаторами Аристотеля Б. Ломбарди и В. Маджи в соч. «Общепонятные объяснения к книге Аристотеля о поэтике» (1550); это правило поддержал в Италии Л. Кастельветро, считающийся создателем Т. е. т., в трактате «Поэтика Аристотеля, изложенная на народном языке и истолкованная» (1570), а также Ф. Буонамичи в «Поэтических рассуждениях во флорентийской Академии в защиту Аристотеля» (1597). Итал. теоретики апеллировали к авторитету Аристотеля, считая, что проясняют идеи, содержавшиеся в его «Поэтике». Дальнейшее развитие Т. е. т. получила в сочинении франц. теоретика Ж. де Ла Тая «Об искусстве трагедии» (1572), но окончательно сформировалась во Франции в 1630-е гг. в сочинениях Ж. Шаплена, в частности в «Обосновании правила двадцати четырёх часов и опровержении возражений» (1630), в предисловии Ж. Мере к изданию пьесы «Сильванира» (1631), в дискуссии о трагедии П. Корнеля «Сид» (1637), в написанном Корнелем «Рассуждении о трёх единствах – действия, времени и места» (1660). Т. е. т. следовали франц. драматурги 17 в.: Корнель, Ж. Расин, Мольер. В канонич. виде Т. е. т. сформулирована в трактате Н. Буало «Поэтическое искусство» (1674); её правила на протяжении 17 – 1-й пол. 18 вв. были обязательными для европ. драматургии. В Германии их поддержал И. К. Готшед в трактате «Опыт критической поэтики для немцев» (1730). В России А. П. Сумароков создал подражание трактату Буало – «Епистолу о стихотворстве» (1748), где также признал Т. е. т.; следуя ей, он переработал в 1748 трагедию У. Шекспира «Гамлет». Соблюдение принципов Т. е. т. сохранялось в европ. драматургии до кон. 18 – нач. 19 вв. Предромантическая и романтич. литература отвергла эти принципы как условные и противоречившие правдоподобию. В Германии одним из первых случаев демонстративного нарушения Т. е. т. стала историч. хроника И. В. Гёте «Гёц фон Берлихинген с железной рукой» (1773), написанная в подражание Шекспиру. Одной из первых рус. пьес, пренебрегших Т. е. т., была драма А. С. Пушкина «Борис Годунов» (1824–25).