Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГО́ТШЕД ИОГАНН КРИСТОФ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 7. Москва, 2007, стр. 554

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Ерохин

ГО́ТШЕД (Gottsched) Ио­ганн Кри­стоф (2.2.1700, Юдит­тен­кир­хен, близ Кё­нигс­бер­га, ны­не Ка­ли­нин­град – 12.12.1766, Лейп­циг), нем. пи­са­тель, тео­ре­тик ли­те­ра­ту­ры, кри­тик, пе­ре­во­дчик, из­да­тель. Вы­рос в се­мье пас­то­ра. С 1714 изу­чал тео­ло­гию, фи­ло­со­фию, фи­ло­ло­гию и др. нау­ки в ун-те Кё­нигс­бер­га. Проф. ло­ги­ки и ме­та­фи­зи­ки (с 1734) Лейп­циг­ско­го уни­вер­си­те­та.

Г. – один из вид­ных пред­ста­ви­те­лей ран­не­го нем. Про­све­ще­ния, убе­ж­дён­ный сто­рон­ник клас­си­циз­ма. В сво­их со­чи­не­ни­ях по тео­рии по­эзии и те­ат­ра [«Опыт кри­ти­че­ской по­эти­ки для нем­цев» («Ver­such einer critischen Dicht­kunst vor die Deutschen», 1730); «Не­мец­кий те­атр, со­глас­но пра­ви­лам Древ­ней Гре­ции и Ри­ма» («Deutsche Scha­ubühne nach den Re­geln der alten Griechen und Römer ein­gerichtet», Вd 1–6, 1741–45); «Обос­но­ва­ние не­мец­ко­го по­эти­че­ско­го ис­кус­ст­ва» («Grundlegung einer deutschen Sprach­kunst», 1748), и др.], а так­же в из­да­вав­ших­ся им жур­на­лах [«Ра­зум­ные по­ри­ца­тель­ни­цы» («Die Vernünfftigen Tad­le­rin­nen», 1725–26); «Во­про­сы кри­ти­че­ской ис­то­рии не­мец­ко­го язы­ка, по­эзии и крас­но­ре­чия» («Beiträge zur cri­ti­schen Historie der deutschen Sprache, Poesie und Beredsamkeit», 1732–44); «Но­вый книж­ный зал сво­бод­ных ис­кусств и на­ук о пре­крас­ном» («Der neue Bücher­saal der schönen Wissenschaften und frei­en Künste», 1745–50)] Г. кри­ти­ко­вал по­эти­ку ба­рок­ко, стре­мил­ся уда­лить из ли­те­ра­ту­ры и те­ат­ра всё гру­бое, не­пра­виль­ное, фан­та­сти­че­ское, про­сто­на­род­ное (не­удач­ная по­пыт­ка из­гнать с нем. сце­ны Ган­свур­ста – пер­со­на­жа нем. на­родного те­ат­ра). С идея­ми Г. ве­ли по­ле­ми­ку швейц. кри­ти­ки И. Я. Бод­мер и И. Я. Брей­тин­гер, при­няв­шую об­ще­гер­ман­ские мас­шта­бы, в ре­зуль­та­те че­го Г. ут­ра­тил свой пре­ж­де не­пре­ре­кае­мый ав­то­ри­тет, а его имя на­дол­го сде­ла­лось си­но­ни­мом пе­дан­тиз­ма. Пе­ре­во­дил на нем. яз. про­из­ве­де­ния П. Кор­не­ля, Ж. Ра­си­на, Моль­е­ра.

Соч.: Ausgewählte Werke / Hrsg. J. Birke, Ph. Mit­chell. B.; N. Y., 1968–1987. Bd 1–12; [От­рыв­ки из со­чи­не­ний] // За­ру­беж­ные пи­са­те­ли о ли­те­ра­ту­ре и ис­кус­ст­ве. Не­мец­кая ли­те­ра­ту­ра XVIII в. М., 1980.

Лит.: Freier H. Kritische Poetik: Legitimation und Kritik der Poesie in Gottscheds Dicht­kunst. Stuttg., 1973.

Вернуться к началу