ТА́НЕЦ
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ТА́НЕЦ, вид искусства, в котором пластика человеческого тела выступает средством создания художественного образа. Первичными лексич. единицами Т. являются поза (статичное положение тела в пространстве) и движение (переход из одной позы в другую). В ряде танцевальных систем (напр., классический или бальный Т.) используется исторически сложившаяся хореографич. лексика, в других (напр., различные совр. техники) она создаётся конкретным хореографом или самим исполнителем. Позы и движения (а также Т. в целом) могут быть изобразительными, выразительными или абстрактными. Т. организован в пространстве и во времени. Пространственная организация определяется структурой поз и движений, перемещением исполнителя по площадке, его взаимодействием с др. исполнителями (рисунок и композиция Т.). Временнáя организация Т. зависит от абсолютной и относительной протяжённости образующих его поз и движений (темп и ритм Т.). Как правило, Т. исполняется под аккомпанемент – музыку, шумы или декламацию. Совр. Т. может существовать без аккомпанемента.
В первобытных и архаич. обществах Т. часто является формой обряда, неразрывно слит с театрализов. представлениями и пением (см. Синкретизм этнологический). В ряде религий Т. наделяется космогонич. порождающей силой (напр., Т. Шивы тандава в индуизме). Мн. Т. связаны с определёнными социальными или проф. группами (Т. воинов, пастухов и др.); особый Т. исполняют шаманы, знахари и т. п. служители культов. Танцоры могут иметь особые костюмы (включая маски) и др. атрибуты. Мн. черты архаич. Т. сохранил Т. Древнего мира (в т. ч. античный Т.) и средних веков. В эпоху классич. античности греки обладали развитой танцевальной культурой, включавшей бытовой, ритуальный Т., а также его сценич. разновидности. Т. использовался в воспитат. целях, входил как составная часть в спектакли греч. театра (эммелия – в трагедии, кордак – в комедии, сикканида – в сатировской драме). В иск-ве мимов существовали самостоят. танцевальные номера – как виртуозные, так и сюжетные. Последние получили распространение в эпоху эллинизма и Рим. империи, породив новые формы танцевальных представлений: пантомим (представление без слов на мифологич. сюжет, исполнявшееся зачастую одним актёром) и пирриху (ансамблевый Т.). В ср.-век. Европе Т. подвергался осуждению и гонениям со стороны Церкви, но тем не менее остался важной частью обществ. жизни. Без Т. не обходились ни народные, ни придворные празднества. Проф. Т. существовал в иск-ве жонглёров (см. Менестрели) и др. нар. забавников. С возникновением ср.-век. театра элементы Т. проникли в его спектакли. Распространение получила мореска. Танцевальные эпизоды широко использовались в театре Ренессанса. Одновременно развивался бытовой Т. В ренессансной Италии появились первые посвящённые Т. трактаты (Д. да Пьяченца, Г. Эбрео, А. Корнацано, Ф. Карозо, Ч. Негри). Во Франции в 16 в. оформился новый театрально-танцевальный жанр – балет (изначально синтетич. жанр, включавший вокальные номера и диалогич. сцены, во 2-й пол. 18 в. он превратился в спектакль, решённый исключительно средствами Т. и пантомимы). На балетной сцене впервые встретились (сначала формально соседствуя) традиции проф. и бального Т., синтез которых дал начало классич. Т. Во 2-й пол. 19 в. возник эстрадный Т. (см. Эстрада). Начиная с рубежа 19–20 вв. развивались разл. формы свободного Т. (см. Авангардизм, Современный танец, Танец модерн). В мировой хореографич. практике 2-й пол. 20 – нач. 21 вв. расширяется само понятие Т., постепенно охватывающее все возможные формы человеческого движения, разворачивающегося в разл. пространствах. Одновременно возникает интерес к реконструкции бытовой и сценич. хореографии минувших эпох. Собств. системы Т. сложились в странах Азии и Африки.
В России до 17 в. танцевальная культура была представлена нар. Т. и тесно связанным с ним проф. Т. скоморохов. К годам царствования Алексея Михайловича относится первое знакомство отеч. зрителя с европ. театром, в т. ч. и балетным. Однако почва для широкого освоения европ. Т. сложилась позднее – в ходе реформ Петра I. Европеизация быта рос. общества потребовала включения Т. в образование. Налаживание постоянной театральной жизни породило необходимость подготовки собств. исполнительских кадров. В 18 в. основаны балетные школы в С.-Петербурге (ныне Академия русского балета им. А. Я. Вагановой) и Москве (ныне Московская академия хореографии). С этого времени до кон. 1920-х гг. Россия в области Т. нередко выходила на лидирующие позиции в Европе. В кон. 1920-х – нач. 1930-х гг. в СССР были свёрнуты эксперименты в области хореографии, фактически под запретом оказался совр. европ. бытовой Т. Танцевальная культура сов. периода базировалась на традициях классич. и нар. Т. В хореографич. образовании сформировалась совр. методика преподавания Т. – классического (А. Я. Ваганова, Н. И. Тарасов), хара́ктерного (А. В. Лопухов, А. И. Бочаров, А. В. Ширяев) и историко-бытового (М. В. Васильева-Рождественская, Н. П. Ивановский). Появился новый жанр народно-сценич. Т. (И. А. Моисеев). Широко развивалось самодеятельное танцевальное творчество. В 1960–80-х гг. СССР постепенно знакомился с достижениями зарубежного балета и Т. 20 в.; выработанные на Западе приёмы включались в арсенал отеч. танцевального иск-ва. С кон. 1980-х гг. началось развитие рос. совр. танца.