Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТА́НЕЦ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 643-644

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. С. Галкин, М. В. Тендрякова
Танец. Петроглифы Кобустана.

ТА́НЕЦ, вид ис­кус­ст­ва, в ко­то­ром пла­сти­ка че­ло­ве­че­ско­го те­ла вы­сту­па­ет сред­ст­вом соз­да­ния ху­до­же­ст­вен­но­го об­раза. Пер­вич­ны­ми лек­сич. еди­ни­ца­ми Т. яв­ля­ют­ся по­за (ста­тич­ное по­ло­же­ние те­ла в про­стран­ст­ве) и дви­же­ние (пе­ре­ход из од­ной по­зы в дру­гую). В ря­де тан­це­валь­ных сис­тем (напр., клас­си­че­ский или баль­ный Т.) ис­поль­зу­ет­ся ис­то­ри­че­ски сло­жив­шая­ся хо­рео­гра­фич. лек­си­ка, в дру­гих (напр., раз­лич­ные совр. тех­ни­ки) она соз­да­ёт­ся кон­крет­ным хо­рео­гра­фом или са­мим ис­пол­ни­те­лем. По­зы и дви­же­ния (а так­же Т. в це­лом) мо­гут быть изо­бра­зи­тель­ны­ми, вы­ра­зи­тель­ны­ми или аб­ст­ракт­ны­ми. Т. ор­га­ни­зо­ван в про­стран­ст­ве и во вре­ме­ни. Про­стран­ст­вен­ная ор­га­ни­за­ция оп­ре­де­ля­ет­ся струк­ту­рой поз и дви­же­ний, пе­ре­ме­ще­ни­ем ис­пол­ни­те­ля по пло­щад­ке, его взаи­мо­дей­ст­ви­ем с др. ис­пол­ни­те­ля­ми (ри­су­нок и ком­по­зи­ция Т.). Вре­мен­нáя ор­га­ни­за­ция Т. за­ви­сит от аб­со­лют­ной и от­но­си­тель­ной про­тя­жён­но­сти об­ра­зую­щих его поз и дви­же­ний (темп и ритм Т.). Как пра­ви­ло, Т. ис­пол­ня­ет­ся под ак­ком­па­не­мент – му­зы­ку, шу­мы или дек­ла­ма­цию. Совр. Т. мо­жет су­ще­ст­во­вать без ак­ком­па­не­мен­та.

В пер­во­быт­ных и ар­ха­ич. об­ще­ст­вах Т. час­то яв­ля­ет­ся фор­мой об­ря­да, не­раз­рыв­но слит с те­ат­ра­ли­зов. пред­став­ле­ния­ми и пе­ни­ем (см. Син­кре­тизм эт­но­ло­ги­че­ский). В ря­де ре­ли­гий Т. на­де­ля­ет­ся кос­мо­го­нич. по­рож­даю­щей си­лой (напр., Т. Ши­вы тан­да­ва в ин­ду­из­ме). Мн. Т. свя­за­ны с оп­реде­лён­ны­ми со­ци­аль­ны­ми или проф. груп­па­ми (Т. вои­нов, пас­ту­хов и др.); осо­бый Т. ис­пол­ня­ют ша­ма­ны, зна­ха­ри и т. п. слу­жи­те­ли куль­тов. Тан­цо­ры мо­гут иметь осо­бые кос­тю­мы (вклю­чая мас­ки) и др. ат­ри­бу­ты. Мн. чер­ты ар­ха­ич. Т. со­хра­нил Т. Древ­не­го ми­ра (в т. ч. ан­тич­ный Т.) и сред­них ве­ков. В эпо­ху клас­сич. ан­тич­но­сти гре­ки об­ла­да­ли раз­ви­той тан­це­валь­ной куль­ту­рой, вклю­чав­шей бы­то­вой, ри­ту­аль­ный Т., а так­же его сце­нич. раз­но­вид­но­сти. Т. ис­поль­зо­вал­ся в вос­пи­тат. це­лях, вхо­дил как со­став­ная часть в спек­так­ли греч. те­ат­ра (эм­ме­лия – в тра­ге­дии, кор­дак – в ко­ме­дии, сик­ка­ни­да – в са­ти­ров­ской дра­ме). В иск-ве ми­мов су­ще­ст­во­ва­ли са­мо­сто­ят. тан­це­валь­ные но­ме­ра – как вир­ту­оз­ные, так и сю­жет­ные. По­след­ние по­лу­чи­ли рас­про­стра­не­ние в эпо­ху эл­ли­низ­ма и Рим. им­пе­рии, по­ро­див но­вые фор­мы тан­це­валь­ных пред­став­ле­ний: пан­то­мим (пред­став­ле­ние без слов на ми­фо­ло­гич. сю­жет, ис­пол­няв­шее­ся за­час­тую од­ним ак­тё­ром) и пир­ри­ху (ан­самб­ле­вый Т.). В ср.-век. Ев­ро­пе Т. под­вер­гал­ся осу­ж­де­нию и го­не­ни­ям со сто­ро­ны Церк­ви, но тем не ме­нее ос­тал­ся важ­ной ча­стью об­ществ. жиз­ни. Без Т. не об­хо­ди­лись ни на­род­ные, ни при­двор­ные празд­не­ст­ва. Проф. Т. су­ще­ст­во­вал в иск-ве жонг­лё­ров (см. Ме­не­ст­ре­ли) и др. нар. за­бав­ни­ков. С воз­ник­но­ве­ни­ем ср.-век. те­ат­ра эле­мен­ты Т. про­ник­ли в его спек­так­ли. Рас­про­стра­не­ние по­лу­чи­ла мо­ре­ска. Тан­це­валь­ные эпи­зо­ды ши­ро­ко ис­поль­зо­ва­лись в те­ат­ре Ре­нес­сан­са. Од­но­вре­мен­но раз­ви­вал­ся бы­то­вой Т. В ре­нес­санс­ной Ита­лии поя­ви­лись пер­вые по­свя­щён­ные Т. трак­та­ты (Д. да Пья­чен­ца, Г. Эб­рео, А. Кор­на­ца­но, Ф. Ка­ро­зо, Ч. Нег­ри). Во Фран­ции в 16 в. офор­мил­ся но­вый те­ат­раль­но-тан­це­валь­ный жанр – ба­лет (из­на­чаль­но син­те­тич. жанр, вклю­чав­ший во­каль­ные но­ме­ра и диа­ло­гич. сце­ны, во 2-й пол. 18 в. он пре­вра­тил­ся в спек­такль, ре­шён­ный ис­клю­чи­тель­но сред­ст­ва­ми Т. и пан­то­ми­мы). На ба­лет­ной сце­не впер­вые встре­ти­лись (сна­ча­ла фор­маль­но со­сед­ст­вуя) тра­ди­ции проф. и баль­но­го Т., син­тез ко­то­рых дал на­ча­ло клас­сич. Т. Во 2-й пол. 19 в. воз­ник эс­т­рад­ный Т. (см. Эс­т­ра­да). На­чи­ная с ру­бе­жа 19–20 вв. раз­ви­ва­лись разл. фор­мы сво­бод­но­го Т. (см. Аван­гар­дизм, Со­вре­мен­ный та­нец, Та­нец мо­дерн). В ми­ро­вой хо­рео­гра­фич. прак­ти­ке 2-й пол. 20 – нач. 21 вв. рас­ши­ря­ет­ся са­мо по­ня­тие Т., по­сте­пен­но ох­ва­ты­ваю­щее все воз­мож­ные фор­мы че­ло­ве­че­ско­го дви­же­ния, раз­во­ра­чи­ваю­ще­го­ся в разл. про­стран­ст­вах. Од­но­вре­мен­но воз­ни­ка­ет ин­те­рес к ре­кон­ст­рук­ции бы­то­вой и сце­нич. хо­рео­гра­фии ми­нув­ших эпох. Собств. сис­те­мы Т. сло­жи­лись в стра­нах Азии и Аф­ри­ки.

В Рос­сии до 17 в. тан­це­валь­ная куль­ту­ра бы­ла пред­став­ле­на нар. Т. и тес­но свя­зан­ным с ним проф. Т. ско­мо­ро­хов. К го­дам цар­ст­во­ва­ния Алек­сея Ми­хай­ло­ви­ча от­но­сит­ся пер­вое зна­ком­ст­во отеч. зри­те­ля с ев­роп. те­ат­ром, в т. ч. и ба­лет­ным. Од­на­ко поч­ва для ши­ро­ко­го ос­вое­ния ев­роп. Т. сло­жи­лась позд­нее – в хо­де ре­форм Пет­ра I. Ев­ро­пеи­за­ция бы­та рос. об­ще­ст­ва по­тре­бо­ва­ла вклю­че­ния Т. в об­ра­зо­ва­ние. На­ла­жи­ва­ние по­сто­ян­ной те­ат­раль­ной жиз­ни по­ро­ди­ло не­об­хо­ди­мость под­го­тов­ки собств. ис­пол­ни­тель­ских кад­ров. В 18 в. ос­но­ва­ны ба­лет­ные шко­лы в С.-Пе­тер­бур­ге (ны­не Ака­де­мия рус­ско­го ба­ле­та им. А. Я. Ва­га­но­вой) и Мо­ск­ве (ны­не Мо­с­ков­ская ака­де­мия хо­рео­гра­фии). С это­го вре­ме­ни до кон. 1920-х гг. Рос­сия в об­лас­ти Т. не­ред­ко вы­хо­ди­ла на ли­ди­рую­щие по­зи­ции в Ев­ро­пе. В кон. 1920-х – нач. 1930-х гг. в СССР бы­ли свёр­ну­ты экс­пе­ри­мен­ты в об­лас­ти хо­рео­гра­фии, фак­ти­че­ски под за­пре­том ока­зал­ся совр. ев­роп. бы­то­вой Т. Тан­це­валь­ная куль­ту­ра сов. пе­рио­да ба­зи­ро­ва­лась на тра­ди­ци­ях клас­сич. и нар. Т. В хо­рео­гра­фич. об­ра­зо­ва­нии сфор­ми­ро­ва­лась совр. ме­то­ди­ка пре­по­да­ва­ния Т. – клас­си­че­ско­го (А. Я. Ва­га­но­ва, Н. И. Та­ра­сов), ха­ра́к­тер­но­го (А. В. Ло­пу­хов, А. И. Бо­ча­ров, А. В. Ши­ря­ев) и ис­то­ри­ко-бы­то­во­го (М. В. Ва­силь­е­ва-Ро­ж­де­ст­вен­ская, Н. П. Ива­нов­ский). Поя­вил­ся но­вый жанр на­род­но-сце­нич. Т. (И. А. Мои­се­ев). Ши­ро­ко раз­ви­ва­лось са­мо­дея­тель­ное тан­це­валь­ное твор­че­ст­во. В 1960–80-х гг. СССР по­сте­пен­но зна­ко­мил­ся с дос­ти­же­ния­ми за­ру­беж­но­го ба­ле­та и Т. 20 в.; вы­ра­бо­тан­ные на За­па­де приё­мы вклю­ча­лись в ар­се­нал отеч. тан­це­валь­но­го иск-ва. С кон. 1980-х гг. на­ча­лось раз­ви­тие рос. совр. тан­ца.

Лит.: Ху­де­ков С. Н. Ис­то­рия тан­цев. СПб., 1913–1918. Ч. 1–4; Ива­нов­ский Н. П. Баль­ный та­нец XVI–XIX вв. Л.; М., 1948; Блок Л. Д. Клас­си­че­ский та­нец: ис­то­рия и со­вре­мен­ность. М., 1987; Michel M., Ginot I. La danse au XX siècle. P., 1995; Су­риц Е. Я. Ба­лет и та­нец в Аме­ри­ке. Ека­те­рин­бург, 2004; Ва­силь­е­ва-Ро­ж­де­ст­вен­ская М. В. Ис­то­ри­ко-бы­то­вой та­нец. М., 2005; Ше­ре­меть­ев­ская Н. Е. Та­нец на эс­т­ра­де. М., 2006; Ва­га­но­ва А. Я. Ос­но­вы клас­си­че­ско­го тан­ца. 9-е изд. СПб., 2007; Та­ра­сов Н. И. Клас­си­че­ский та­нец. Шко­ла муж­ско­го ис­пол­ни­тель­ст­ва. 4-е изд. СПб., 2008; Ло­пу­хов А. В., Ши­ря­ев А. В., Бо­ча­ров А. И. Ос­но­вы ха­рак­тер­но­го тан­ца. 4-е изд. СПб., 2010. См. так­же лит. при стать­ях Ба­лет, Со­вре­мен­ный та­нец.

Вернуться к началу