Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МОРЕ́СКА

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 21. Москва, 2012, стр. 123

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




МОРЕ́СКА (итал. moresca, букв. – мав­ри­тан­ская), 1) в Зап. Ев­ро­пе 14–16 вв. кар­на­валь­ный та­нец с пе­ни­ем, в ко­мич. сти­ли­зо­ван­ном ви­де изо­бра­жав­ший борь­бу хри­сти­ан и мав­ров (как вос­по­ми­на­ние о ср.-век. вой­нах в Ис­па­нии). Са­мые ран­ние об­раз­цы му­зы­ки да­ти­ру­ют­ся 16 в. Уже с 15 в. мас­ка­рад­ные сце­ны с изо­бра­же­ни­ем битв под назв. «М.», как свя­зан­ные, так и не свя­зан­ные с «мав­ритан­ской» те­ма­ти­кой, вво­ди­лись в ка­че­ст­ве ин­тер­ме­дий в дра­мы и ко­ме­дии. В 17 в. тер­мин ис­поль­зо­вал­ся для обо­зна­че­ния разл. кос­тю­ми­ро­ван­ных пан­то­мим или ба­лет­ных сцен в опе­ре (фи­нал опе­ры «Ор­фей» К. Мон­те­вер­ди, 1607; «Вы­ход мав­ров» во 2-м дей­ст­вии опе­ры «Арио­дант» Г. Ф. Ген­де­ля, 1735).

2) Во 2-й пол. 16 в. юмо­ри­стич. жанр во­каль­ной му­зы­ки с эле­мен­та­ми те­ат­ра­ли­за­ции, па­ро­ди­ро­вав­ший речь «мав­ров» – до­маш­них слуг-му­суль­ман, ко­то­рых при­об­ре­та­ли ев­роп. ари­сто­кра­ты (был осо­бен­но рас­про­стра­нён в Не­апо­ле, Ри­ме, Ве­не­ции, Мюн­хе­не). Об­раз­цы – в твор­че­ст­ве О. Лас­со, А. Габ­рие­ли.

Лит.: Nettl P. Die Moresca // Archiv für Mu­sikwissenschaft. 1957. Jg. 14. № 3; Ferrari Ba­rassi E. La tradizione della moresca e uno sco­nosciuto ballo del Cinque-Seicento // Rivista italiana di musicologia. 1970. Vol. 5.

Вернуться к началу