Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МОИСЕ́ЕВ ИГОРЬ АЛЕКСАНДРОВИЧ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 20. Москва, 2012, стр. 619

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Сцена из «Сюиты молдавских танцев». Хореограф И. А. Моисеев. Фото В. Ю. Вяткина

МОИСЕ́ЕВ Игорь Алек­сан­д­ро­вич [8(21).1.1906, Ки­ев – 2.11.2007, Мо­ск­ва], рос. ар­тист ба­ле­та, ба­лет­мей­стер, пе­да­гог, нар. арт. СССР (1953), Ге­рой Соц. Тру­да (1976). Один из ос­но­во­по­лож­ни­ков отеч. сце­нич. нар. тан­ца. В 1924 окон­чил Гос. ба­лет­ную шко­лу при ГАБТе (пе­да­гог А. А. Гор­ский). В 1924–39 в труп­пе ГАБТа. Ис­пол­нял пар­тии в ба­ле­тах Гор­ско­го (Ма­то – «Са­лам­бо» А. Ф. Арен­дса), К. Я. Го­лей­зов­ско­го (Ра­уль – «Тео­лин­да» Ч. Пу­ньи, Ио­сиф – «Ио­сиф Пре­крас­ный» С. Н. Ва­си­лен­ко) и др. В 1930 по­ста­вил ба­ле­ты «Фут­бо­лист» В. А. Оран­ско­го (совм. с Л. А. Ла­щи­ли­ным) и «Тщет­ная пре­дос­то­рож­ность» П. Гер­те­ля (совм. с А. М. Мес­се­ре­ром), в 1932 – «Са­лам­бо» Арен­дса, в 1935 – «Три тол­стя­ка» Оран­ско­го, в 1958 – «Спар­так» А. И. Ха­ча­ту­ря­на. Ста­вил тан­цы в опе­рах «Заг­мук» А. А. Крей­на, «Ту­ран­дот» Дж. Пуч­чи­ни (обе 1930), «Де­мон» А. Г. Ру­бин­штей­на (1932), «Кар­мен» Ж. Би­зе (1936). В 1930-е гг. ста­вил физ­куль­тур­ные па­ра­ды на Крас­ной пл. в Мо­ск­ве, пре­по­да­вал в МХТ, МХУ и др. В 1937 соз­дал Ан­самбль нар. тан­ца СССР (с 1991 Ан­самбль на­род­но­го тан­ца), ко­то­рым ру­ко­во­дил до кон­ца жиз­ни (с 2007 ан­самбль но­сит имя М.). В 1943 ос­но­вал при ан­самб­ле пер­вую в стра­не проф. шко­лу нар. тан­ца. По­ста­вил спек­так­ли и фольк­лор­ные цик­лы: «Кар­тин­ки про­шло­го» (1937), «Тан­цы на­ро­дов СССР» (1937–38), «Мор­ская сюи­та» (1943), «Тан­цы сла­вян­ских на­ро­дов» (1945), сюи­та «Жок» (1949), «По стра­нам ми­ра» (1960–89), «Ме­те­ли­ца» (1965), «До­ро­га к тан­цу» (1970), «По­ло­вец­кие пля­ски» на му­зы­ку А. П. Бо­ро­ди­на (1971), «Ночь на Лы­сой го­ре» на музы­ку М. П. Му­сорг­ско­го (1983), «Гре­че­ская сюи­та» на му­зы­ку М. Тео­до­ра­ки­са (1991), «Ев­рей­ская сюи­та» (1994) и др. Об­ла­дая глу­бо­ким зна­ни­ем хо­рео­гра­фич. лек­си­ки и ре­жис­сёр­ским та­лан­том, М. в сво­их по­ста­нов­ках (все­го ок. 300) со­хра­нял и раз­ви­вал бо­гат­ст­во, об­раз­ность и са­мо­быт­ность тан­це­валь­но­го иск-ва раз­ных на­ро­дов. В 1966 ор­га­ни­зо­вал в Мо­ск­ве хо­рео­гра­фич. кон­церт­ный ан­самбль «Мо­ло­дой ба­лет» (ру­ко­во­дил до 1970). Ав­тор тео­ре­тич. ста­тей по во­про­сам хо­рео­гра­фич. иск-ва и иск-ва нар. тан­ца. Проф. (с 1997). М. по­свя­ще­ны до­ку­мен­таль­ный ф. «Веч­ное дви­же­ние» (1967), те­ле­фильм «Ба­лет Иго­ря Мои­сее­ва» (1982), до­ку­мен­таль­ный те­ле­се­ри­ал «Я вспо­ми­наю… га­ст­роль дли­ною в жизнь» (2009). Ле­нин­ская пр. (1967). Гос. пр. СССР (1942, 1947, 1952, 1985). Гос. пр. РФ (1995). На­гра­ж­дён ор­де­на­ми Ле­ни­на (1958, 1976, 1985), ор­де­ном «За за­слу­ги пе­ред Оте­че­ст­вом» 2-й (1999), 1-й (2006) сте­пе­ни.

Соч.: Я вспо­ми­наю…: га­ст­роль дли­ною в жизнь. 2-е изд. М., 1996.

Лит.: Го­лей­зов­ский К. И. Мои­се­ев // Му­зы­каль­ная жизнь. 1967. № 11; Ан­д­ро­ни­ков И. Л. Тор­же­ст­во тан­ца // Ан­д­ро­ни­ков И. Л. К му­зы­ке. 4-е изд. М., 1992; И. Мои­се­ев. 80 лет в ис­кус­ст­ве / Авт. тек­ста Л. Ша­ми­на. М., 2009.

Вернуться к началу