СИНКРЕТИ́ЗМ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СИНКРЕТИ́ЗМ (греч. συγϰρητισμός , букв. – объединение в критском стиле, т. е. объединение враждующих сторон в силу необходимости), нерасчленённость, слитность явлений. Термин «С.» употребляется в отношении слияния разл. культур (культурный С., см. в ст. Ассимиляция), религий (религиозный С.; см. также Синкретические религии), филос. систем (напр., в эпоху поздней античности); в этом значении термин «С.» (введён в 17 в. нем. богословом Г. Каликстом) близок к термину эклектизм. Особое значение имеет изучение С. на ранних этапах развития психики (диффузность психич. функций у ребёнка) и культуры (т. н. первобытный С.). В архаич. культурах С. – слитность, неспециализированность разл. сторон человеческой деятельности: трудовой деятельности, естественно-науч. и историч. знания, мед. практик (см. Народная медицина), религии и магии, устного творчества и изобразит. искусства (см. Первобытное искусство, Народное творчество, Народная музыка), игры и спорта (см. в ст. Поединок ритуальный) и т. д.
Концепция С. архаич. творчества предложена Александром Н. Веселовским: в полемике с восходящей к Гегелю теорией т. н. ступенчатого развития поэтич. родов он видел исток будущих эпоса, лирики и драмы в синкретич. «игре-действии». Теория С., предложенная Веселовским, была близка к концепциям триединства труда, музыки и поэзии у К. Бюхера, «пралогического мышления» у Л. Леви-Брюля и др.; в дальнейшем эти идеи развивались в теории происхождения языка Н. Я. Марра и др. С. у детей дошкольного возраста изучался Л. С. Выготским. Ныне термин «С.» подвергается критике.