Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СИНКРЕТИ́ЗМ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 30. Москва, 2015, стр. 233

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




СИНКРЕТИ́ЗМ (греч. συγϰρητισμός , букв. – объ­е­ди­не­ние в крит­ском сти­ле, т. е. объ­е­ди­не­ние вра­ж­дую­щих сто­рон в си­лу не­об­хо­ди­мо­сти), не­рас­чле­нён­ность, слит­ность яв­ле­ний. Тер­мин «С.» упо­треб­ля­ет­ся в от­но­ше­нии слия­ния разл. куль­тур (куль­тур­ный С., см. в ст. Ас­си­ми­ля­ция), ре­ли­гий (ре­ли­ги­оз­ный С.; см. так­же Син­кре­ти­че­ские рели­гии), фи­лос. сис­тем (напр., в эпо­ху позд­ней ан­тич­ности); в этом зна­че­нии тер­мин «С.» (вве­дён в 17 в. нем. бо­го­сло­вом Г. Ка­ликстом) бли­зок к тер­ми­ну эк­лек­тизм. Осо­бое зна­че­ние име­ет изу­че­ние С. на ран­них эта­пах раз­ви­тия пси­хи­ки (диф­фуз­ность пси­хич. функ­ций у ре­бён­ка) и куль­ту­ры (т. н. пер­во­быт­ный С.). В ар­ха­ич. куль­ту­рах С. – слит­ность, не­спе­циа­ли­зи­ро­ван­ность разл. сто­рон че­ло­ве­че­ской дея­тель­но­сти: тру­до­вой дея­тель­но­сти, ес­те­ст­вен­но-на­уч. и ис­то­рич. зна­ния, мед. прак­тик (см. На­род­ная ме­ди­ци­на), ре­ли­гии и ма­гии, уст­но­го твор­че­ст­ва и изо­бра­зит. ис­кус­ст­ва (см. Пер­во­быт­ное ис­кус­ст­во, На­род­ное твор­че­ст­во, На­род­ная му­зы­ка), иг­ры и спор­та (см. в ст. По­еди­нок ри­ту­аль­ный) и т. д.

Кон­цеп­ция С. ар­ха­ич. твор­че­ст­ва пред­ло­же­на Алек­сан­дром Н. Ве­се­лов­ским: в по­ле­ми­ке с вос­хо­дя­щей к Ге­ге­лю тео­ри­ей т. н. сту­пен­ча­то­го раз­ви­тия по­этич. ро­дов он ви­дел ис­ток бу­ду­щих эпо­са, ли­ри­ки и дра­мы в син­кре­тич. «иг­ре-дей­ст­вии». Тео­рия С., предложенная Ве­селов­ским, бы­ла близ­ка к кон­цеп­ци­ям три­един­ст­ва тру­да, му­зы­ки и по­эзии у К. Бю­хе­ра, «пра­ло­ги­че­ско­го мыш­ле­ния» у Л. Ле­ви-Брю­ля и др.; в даль­ней­шем эти идеи раз­ви­ва­лись в тео­рии про­ис­хо­ж­де­ния язы­ка Н. Я. Мар­ра и др. С. у де­тей до­шко­ль­но­го воз­рас­та изу­чал­ся Л. С. Вы­гот­ским. Ны­не тер­мин «С.» под­вер­га­ет­ся кри­ти­ке.

Вернуться к началу