АССИМИЛЯ́ЦИЯ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АССИМИЛЯ́ЦИЯ (от лат. assimilatio – уподобление) в этнологии, усвоение индивидом или группой иных языка, культуры и идентичности в результате контактов с более многочисленным и доминирующим сообществом.
Первые исследования А. относятся к кон. 19 в. (Л. Гумплович). Объём понятия А. и его соотношение с близкими понятиями неоднократно менялся в истории исследований А. Разные стороны процесса А. выражались понятиями: аккультурация, языковая А. (переход на иной язык), структурная А. (сближение структур занятости), мисцегенация (смешанные браки) и др. В отличие от аккультурации, А. понималась как однонаправленный процесс, подразумевающий смену системы ценностей и референтной общности у ассимилирующихся индивидов или групп, а также готовность со стороны доминирующей группы принять новых членов. Амер. социолог М. Гордон выделил неск. компонентов А.: рост числа смешанных браков, замена культурных моделей подчинённой группы моделями доминирующей, инкорпорация членов подчинённой группы в институциональные структуры доминирующей группы и соответственное изменение её социальной идентичности и др. Он пришёл к выводу, что необходимо говорить лишь о степени А., т. к. случаи полной А. встречаются редко.
Различают также естественную и насильственную А. Последняя является следствием политики доминирующей группы или государства, направленной на подавление культур и языков этнических меньшинств (т. н. этноцид и лингвицид). В этнонациональных теориях государства естеств. А. считалась «прогрессивной», создающей условия для стабильности и ускоренного развития (В. И. Ленин, амер. президент В. Вильсон). Однако даже в случае естеств. А. выглядящий добровольным отказ от языка и культуры обусловлен реальным неравенством между группами.
С кон. 20 в. вместо термина «А.» для обозначения процессов социального сближения чаще используются термины интеграция, адаптация, инкорпорация, культурный синкретизм, культурная гибридизация и др. Возобладало понимание А. как совокупности многокачественных и разнонаправленных процессов, протекающих неравномерно в разных сферах, различные аспекты которых (социальные, демографич., политич., психологич., этнич. и т. д.) рассматриваются как самостоят. объекты изучения. Подвергается переоценке и понятие «доминирующая культура», акцент делается на множественности центров референции (т. н. сегментированные формы А.). Важную роль играет и смена политич. ориентиров в ряде государств классич. иммиграции (США, Канада, Австралия и др.) с ассимиляционистских и интеграционистских установок на мультикультурализм, произошедшая в результате деятельности антиассимиляционистских движений в этих странах.