МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИ́ЗМ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИ́ЗМ (от лат. multum – много и культура), 1) мультикультурная ситуация, культурное многообразие, культурная, языковая и конфессиональная мозаичность населения государства. 2) Политика государства, направленная на поддержку и правовое обеспечение мультикультурной ситуации, а также теоретич. и идеологич. обоснование такой политики.
Филос. основы теории М. были заложены в кон. 19 в. в трудах представителей прагматизма – Ч. С. Пирса, У. Джеймса, Дж. Сантаяны, Дж. Дьюи и У. Э. Б. Дюбуа. Джеймс в своей работе «A Pluralistic universe» (1909) утверждал, что идея плюрализма и мультикультурного общества «станет основополагающей для формирования философского и социального гуманизма». В 1-й пол. 20 в. формированию доктрины М. способствовала разработанная Ф. Боасом и его учениками концепция историчности, множественности и автономности культур (вместо универсальности и единственности культуры эволюционистов 19 в.) и культурного релятивизма. С 1930-х гг. проблемы М. и межкультурных контактов (процессы аккультурации и ассимиляции) исследовались в контексте усиливающихся миграций (особенно известными в этой связи стали работы манчестерской и чикагской школ). С нач. 1970-х гг., в связи с исследованиями этничности, акцент переместился на изучение т. н. постмигрантских сообществ, существующих в странах иммиграции нескольких поколений. В 1990-е гг. приобрела актуальность тема глобализации и возникшее в её рамках новое направление исследований т. н. мигрантского транснационализма (взаимодействия мигрантских и постмигрантских сообществ поверх политич. границ), в т. ч. в контексте политики М. Эти исследования стали настолько популярны, что понятие «М.» связывается прежде всего с политикой в отношении мигрантских и постмигрантских сообществ.
С сер. 20 в. политика М., направленная на борьбу с дискриминацией, поддержку прав меньшинств и поощрение толерантности, стала входить в практику государств с мультикультурным населением. В 1949 она была провозглашена Конституцией Индии, в 1970-е гг. стала офиц. политикой Канады, Австралии, некоторых стран Зап. Европы, внедрена в сферу образования США. Распространение политики М. связывается также с оформлением в кон. 1970-х – нач. 1980-х гг. т. н. политики идентичности, выразившейся в массовых движениях за права женщин, нац. и сексуальных меньшинств, и «политики признания», направленной на их справедливое и равноправное включение в социальную, культурную и политич. жизнь (Ч. Тейлор). С 1990-х гг. элементы политики М. внедряются в России.
С сер. 1990-х гг. теория и политика М. подвергаются критике с позиций универсальности принципов либерализма; указывается, что лежащие в его основе натурализация культуры (представление о культуре как врождённой и неизменной) и культурный эссенциализм (рассмотрение культур как однородных целостностей) ведут к политизации межкультурных отношений, разл. версиям этнонационализма (см. в ст. Национализм) и шовинизма; что культурный релятивизм приводит к терпимости по отношению к нарушениям прав человека и подрыву основ гражд. универсализма. В левых кругах политику М. стали характеризовать как неорасистскую, в которой понятие расы было заменено понятием культуры (т. н. культурный расизм), сравнивая её с юж.-афр. апартхейдом. Представления о групповых культурных правах и политич. представительстве культурных сообществ, отличающихся размытостью групповой идентичности, приводят к созданию корпораций на этнич. основе (национально-культурных автономий). Выявились объективные противоречия между политикой поддержки меньшинств и стремлением государств к интеграции сообществ мигрантов. Действующие мультикультурные режимы сталкиваются с серьёзными проблемами. В некоторых странах Зап. Европы политика М. начинает пересматриваться в пользу монокультурализма и культурной ассимиляции иммигрантских сообществ.