Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИ́ЗМ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 21. Москва, 2012, стр. 426

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. В. Соколовский

МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИ́ЗМ (от лат. mul­tum – много и куль­ту­ра), 1) муль­ти­куль­тур­ная си­туа­ция, куль­тур­ное мно­го­об­ра­зие, куль­тур­ная, язы­ко­вая и кон­фес­сио­наль­ная мо­за­ич­ность на­се­ле­ния го­су­дар­ст­ва. 2) По­ли­ти­ка го­су­дар­ст­ва, на­прав­лен­ная на под­держ­ку и пра­во­вое обес­пе­че­ние муль­ти­куль­тур­ной си­туа­ции, а так­же тео­ре­тич. и идео­ло­гич. обос­но­ва­ние та­кой по­ли­ти­ки.

Фи­лос. ос­но­вы тео­рии М. бы­ли за­ложе­ны в кон. 19 в. в тру­дах пред­ста­вите­лей праг­ма­тиз­ма – Ч. С. Пир­са, У. Джейм­са, Дж. Сан­тая­ны, Дж. Дьюи и У. Э. Б. Дю­буа. Джеймс в сво­ей ра­бо­те «A Pluralistic universe» (1909) ут­вер­ждал, что идея плю­ра­лиз­ма и муль­ти­куль­тур­но­го об­ще­ст­ва «ста­нет ос­но­во­по­ла­гаю­щей для фор­ми­ро­ва­ния фи­ло­соф­ско­го и со­ци­аль­но­го гу­ма­низ­ма». В 1-й пол. 20 в. фор­ми­ро­ва­нию док­три­ны М. спо­соб­ст­во­ва­ла раз­ра­бо­тан­ная Ф. Боа­сом и его уче­ни­ка­ми кон­цеп­ция ис­то­рич­но­сти, мно­же­ст­вен­но­сти и ав­то­ном­но­сти куль­тур (вме­сто уни­вер­саль­но­сти и един­ст­вен­но­сти куль­ту­ры эво­лю­цио­ни­стов 19 в.) и куль­тур­но­го ре­ля­ти­виз­ма. С 1930-х гг. про­бле­мы М. и меж­куль­тур­ных кон­так­тов (про­цес­сы ак­куль­ту­ра­ции и ас­си­ми­ля­ции) ис­сле­до­ва­лись в кон­тек­сте уси­ли­ваю­щих­ся ми­гра­ций (осо­бен­но из­вест­ны­ми в этой свя­зи ста­ли ра­бо­ты ман­че­стер­ской и чи­каг­ской школ). С нач. 1970-х гг., в свя­зи с ис­сле­до­ва­ния­ми эт­нич­но­сти, ак­цент пе­ре­мес­тил­ся на изу­че­ние т. н. по­стми­грант­ских со­об­ществ, су­ще­ст­вую­щих в стра­нах им­ми­гра­ции не­сколь­ких по­ко­ле­ний. В 1990-е гг. при­об­ре­ла ак­ту­аль­ность те­ма гло­ба­ли­за­ции и воз­ник­шее в её рам­ках но­вое на­прав­ле­ние ис­сле­до­ва­ний т. н. ми­грант­ско­го транс­на­цио­на­лиз­ма (взаи­мо­дей­ст­вия ми­грант­ских и по­стми­грант­ских со­об­ществ по­верх по­ли­тич. гра­ниц), в т. ч. в кон­тек­сте по­ли­ти­ки М. Эти ис­сле­до­ва­ния ста­ли на­столь­ко по­пу­ляр­ны, что по­ня­тие «М.» свя­зы­ва­ет­ся пре­ж­де все­го с по­ли­ти­кой в от­но­ше­нии ми­грант­ских и пост­ми­грант­ских со­об­ществ.

С сер. 20 в. по­ли­ти­ка М., на­прав­лен­ная на борь­бу с дис­кри­ми­на­ци­ей, под­держ­ку прав мень­шинств и по­ощ­ре­ние то­ле­рант­но­сти, ста­ла вхо­дить в прак­ти­ку го­су­дарств с муль­ти­куль­тур­ным на­се­ле­ни­ем. В 1949 она бы­ла про­воз­гла­ше­на Кон­сти­ту­ци­ей Ин­дии, в 1970-е гг. ста­ла офиц. по­ли­ти­кой Ка­на­ды, Ав­ст­ра­лии, не­ко­то­рых стран Зап. Ев­ро­пы, вне­дре­на в сфе­ру об­ра­зо­ва­ния США. Рас­про­стра­не­ние по­ли­ти­ки М. свя­зы­ва­ет­ся так­же с оформ­ле­ни­ем в кон. 1970-х – нач. 1980-х гг. т. н. по­ли­ти­ки иден­тич­но­сти, вы­ра­зив­шей­ся в мас­со­вых дви­же­ни­ях за пра­ва жен­щин, нац. и сек­су­аль­ных мень­шинств, и «по­ли­ти­ки при­зна­ния», на­прав­лен­ной на их спра­вед­ли­вое и рав­но­прав­ное вклю­че­ние в со­ци­аль­ную, куль­тур­ную и по­ли­тич. жизнь (Ч. Тей­лор). С 1990-х гг. эле­мен­ты по­ли­ти­ки М. вне­дря­ют­ся в Рос­сии.

С сер. 1990-х гг. тео­рия и по­ли­ти­ка М. под­вер­га­ют­ся кри­ти­ке с по­зи­ций уни­вер­саль­но­сти прин­ци­пов ли­бе­ра­лиз­ма; ука­зы­ва­ет­ся, что ле­жа­щие в его ос­но­ве на­ту­ра­ли­за­ция куль­ту­ры (пред­став­ле­ние о куль­ту­ре как вро­ж­дён­ной и не­из­мен­ной) и куль­тур­ный эс­сен­циа­лизм (рас­смот­ре­ние куль­тур как од­но­род­ных це­ло­ст­но­стей) ве­дут к по­ли­ти­за­ции меж­куль­тур­ных от­но­ше­ний, разл. вер­си­ям эт­но­на­цио­на­лиз­ма (см. в ст. Национа­лизм) и шо­ви­низ­ма; что куль­тур­ный ре­ля­ти­визм при­во­дит к тер­пи­мо­сти по от­но­ше­нию к на­ру­ше­ни­ям прав че­ло­ве­ка и под­ры­ву ос­нов гражд. уни­вер­са­лиз­ма. В ле­вых кру­гах по­ли­ти­ку М. ста­ли ха­рак­те­ри­зо­вать как не­ора­сист­скую, в ко­то­рой по­ня­тие ра­сы бы­ло за­ме­не­но по­ня­ти­ем куль­ту­ры (т. н. куль­тур­ный ра­сизм), срав­ни­вая её с юж.-афр. апарт­хей­дом. Пред­став­ле­ния о груп­по­вых куль­тур­ных пра­вах и по­ли­тич. пред­ста­ви­тель­ст­ве куль­тур­ных со­об­ществ, от­ли­чаю­щих­ся раз­мы­то­стью груп­по­вой иден­тич­но­сти, при­во­дят к со­зда­нию кор­по­ра­ций на эт­нич. ос­но­ве (на­цио­наль­но-куль­тур­ных ав­то­но­мий). Вы­яви­лись объ­ек­тив­ные про­ти­во­ре­чия ме­ж­ду по­ли­ти­кой под­держ­ки мень­шинств и стрем­ле­ни­ем го­су­дарств к ин­те­гра­ции со­об­ществ ми­гран­тов. Дей­ст­вую­щие муль­ти­куль­тур­ные ре­жи­мы стал­ки­ва­ют­ся с серь­ёз­ны­ми про­бле­ма­ми. В не­ко­то­рых стра­нах Зап. Ев­ро­пы по­ли­ти­ка М. на­чи­на­ет пе­ре­смат­ри­вать­ся в поль­зу мо­но­куль­ту­ра­лиз­ма и куль­тур­ной ас­си­ми­ля­ции им­ми­грант­ских со­об­ществ.

Лит.: Taylor Ch. Multiculturalism and «The politics of recognition». Princeton, 1992; Kym­licka W. Multicultural citizenship. Oxf., 1995; idem. Politics in the vernacular: nationalism, multiculturalism, and citizenship. Oxf., 2000; Parekh Bh. Rethinking multiculturalism: cul­tural diversity and political theory. Basing­sto­ke, 2000; Barry B. Culture and equality: an egalitarian critique of multiculturalism. Camb., 2001; Multinational democracies / Ed. A.-G. Gagnon, J. Tully. Camb., 2001; Муль­ти­куль­ту­ра­лизм и транс­фор­ма­ции пост­со­вет­ских об­ществ / Под ред. В. С. Ма­ла­хо­ва, В. А. Тиш­ко­ва. М., 2002; Бен­ха­биб С. При­тя­за­ния куль­ту­ры. Ра­вен­ст­во и раз­но­об­ра­зие в гло­баль­ную эру. М., 2003; White paper on intercultural dialogue: Living together as equals in dignity. Strasbourg, 2010.

Вернуться к началу