Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПЛЮРАЛИ́ЗМ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 26. Москва, 2014, стр. 461

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. П. Огурцов

ПЛЮРАЛИ́ЗМ (от лат. pluralis – мно­же­ст­вен­ный), фи­лос.-ми­ро­воз­зрен­че­ская по­зи­ция, со­глас­но ко­то­рой су­ще­ст­ву­ет мно­же­ст­во не­за­ви­си­мых и не­сво­ди­мых друг к дру­гу на­чал или ви­дов бы­тия (П. в он­то­ло­гии), форм и прин­ци­пов зна­ния, тео­рий, ме­то­дов (П. в гно­сео­ло­гии), рав­но­прав­ных и су­ве­рен­ных лич­но­стей и групп (П. в эти­ке и со­цио­ло­гии), цен­но­стей и цен­но­ст­ных ори­ен­та­ций, вы­ра­жае­мых в мно­го­об­раз­ных идео­ло­ги­ях и убе­ж­дени­ях, кон­ку­ри­рую­щих друг с дру­гом и бо­рю­щих­ся за при­зна­ние (П. в ак­сио­ло­гии). Тер­мин «плю­ра­ли­сты» впер­вые был упот­реб­лён Х. Воль­фом. Ис­то­рия фи­ло­со­фии сви­де­тель­ст­ву­ет о про­ти­во­бор­ст­ве П. и мо­низ­ма, ут­вер­ждаю­ще­го един­ст­вен­ность ос­но­во­по­ла­гаю­ще­го прин­ци­па бы­тия. Для фи­ло­со­фии кон. 19 – нач. 20 вв. ха­рак­тер­на пре­им. мо­ни­стич. ори­ен­та­ция. Это на­шло своё вы­ра­же­ние в по­ис­ке по­след­них ос­но­ва­ний по­зна­ния и бы­тия, ко­то­рые оп­ре­де­ля­лись ли­бо как ней­траль­ный опыт (эм­пи­рио­мо­низм), ли­бо как аб­со­лют­ная идея (аб­со­лют­ный идеа­лизм), ли­бо как иде­аль­ные сущ­но­сти (фе­но­ме­но­ло­гия). На­ря­ду с мо­низ­мом, в этот пе­ри­од су­ще­ст­во­ва­ла и дуа­ли­стич. (см. Дуа­лизм) трак­тов­ка бы­тия и зна­ния (напр., раз­ли­че­ние ес­теств. наук и на­ук о ду­хе в нео­кан­ти­ан­ст­ве и др.). Позд­нее по­лу­ча­ют раз­ви­тие плю­ра­ли­стич. кон­цеп­ции мно­го­об­ра­зия со­бы­тий и форм опы­та (У. Джеймс), не­за­ви­си­мых друг от дру­га ато­мар­ных фак­тов (Л. Вит­ген­штейн) и др.

В совр. фи­ло­со­фии П. наи­бо­лее яр­ко пред­став­лен в пер­со­на­лиз­ме, ко­то­рый ис­хо­дит из уни­каль­но­сти ка­ж­дой лич­но­сти, её не­сво­ди­мо­сти к об­ществ. си­лам и от­но­ше­ни­ям (Н. А. Бер­дя­ев, Э. Му­нье). В эпи­сте­мо­ло­гии по­во­рот от мо­низ­ма к П. был осу­ще­ст­в­лён в кри­ти­че­ском ра­цио­на­лиз­ме К. Поп­пе­ра, «ме­то­до­ло­ги­че­ском анар­хиз­ме» П. Фей­е­ра­бен­да и «ме­то­до­ло­ги­че­ском П.» X. Шпи­не­ра. Они вы­дви­ну­ли т. н. прин­цип про­ли­фера­ции, ко­то­рый при­зы­ва­ет соз­да­вать и раз­ра­ба­ты­вать тео­рии, не­со­вмес­ти­мые с при­ня­ты­ми точ­ка­ми зре­ния, да­же ес­ли по­след­ние бы­ли под­твер­жде­ны и ста­ли об­ще­при­знан­ны­ми. В гно­сео­ло­гии П. пред­по­ла­га­ет до­пу­ще­ние од­но­врем. су­ще­ст­во­ва­ния кон­ку­ри­рую­щих тео­рий, кар­тин ми­ра, ис­сле­до­ва­тель­ских про­грамм, со­пер­ни­че­ст­во разл. ме­то­до­ло­гич. стра­те­гий. Кри­тич. ра­цио­на­лизм Поп­пе­ра по­слу­жил фи­лос. обос­но­ва­ни­ем ле­ги­тима­ции мно­го­об­ра­зия как в об­ще­ст­ве, так и в нау­ке. Ме­то­до­ло­гич. П. под­чёр­ки­ва­ет важ­ность кон­ку­рент­ной де­мо­кра­тии, рас­смат­ри­вая её как по­ли­тич. фор­му, до­пус­каю­щую су­ще­ст­во­ва­ние ра­цио­наль­ной кон­ку­рен­ции и аль­тер­на­тив.

Вернуться к началу