ПЛЮРАЛИ́ЗМ
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПЛЮРАЛИ́ЗМ (от лат. pluralis – множественный), филос.-мировоззренческая позиция, согласно которой существует множество независимых и несводимых друг к другу начал или видов бытия (П. в онтологии), форм и принципов знания, теорий, методов (П. в гносеологии), равноправных и суверенных личностей и групп (П. в этике и социологии), ценностей и ценностных ориентаций, выражаемых в многообразных идеологиях и убеждениях, конкурирующих друг с другом и борющихся за признание (П. в аксиологии). Термин «плюралисты» впервые был употреблён Х. Вольфом. История философии свидетельствует о противоборстве П. и монизма, утверждающего единственность основополагающего принципа бытия. Для философии кон. 19 – нач. 20 вв. характерна преим. монистич. ориентация. Это нашло своё выражение в поиске последних оснований познания и бытия, которые определялись либо как нейтральный опыт (эмпириомонизм), либо как абсолютная идея (абсолютный идеализм), либо как идеальные сущности (феноменология). Наряду с монизмом, в этот период существовала и дуалистич. (см. Дуализм) трактовка бытия и знания (напр., различение естеств. наук и наук о духе в неокантианстве и др.). Позднее получают развитие плюралистич. концепции многообразия событий и форм опыта (У. Джеймс), независимых друг от друга атомарных фактов (Л. Витгенштейн) и др.
В совр. философии П. наиболее ярко представлен в персонализме, который исходит из уникальности каждой личности, её несводимости к обществ. силам и отношениям (Н. А. Бердяев, Э. Мунье). В эпистемологии поворот от монизма к П. был осуществлён в критическом рационализме К. Поппера, «методологическом анархизме» П. Фейерабенда и «методологическом П.» X. Шпинера. Они выдвинули т. н. принцип пролиферации, который призывает создавать и разрабатывать теории, несовместимые с принятыми точками зрения, даже если последние были подтверждены и стали общепризнанными. В гносеологии П. предполагает допущение одноврем. существования конкурирующих теорий, картин мира, исследовательских программ, соперничество разл. методологич. стратегий. Критич. рационализм Поппера послужил филос. обоснованием легитимации многообразия как в обществе, так и в науке. Методологич. П. подчёркивает важность конкурентной демократии, рассматривая её как политич. форму, допускающую существование рациональной конкуренции и альтернатив.