КРИТИ́ЧЕСКИЙ РЕАЛИ́ЗМ
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КРИТИ́ЧЕСКИЙ РЕАЛИ́ЗМ, течение в европ. и амер. философии 2-й пол. 19 – 1-й пол. 20 вв., для которого наряду с признанием независимой от сознания реальности характерно требование различать объект познания и его образ в сознании. В Германии к К. р. относились те из представителей неокантианства (А. Риль, О. Кюльпе, Э. Бехер), которые считали «вещь в себе» необходимым основанием и материалом всякого знания о мире. Взгляды брит. критич. реалистов (А. Прингл-Паттисона, Р. Адамсона, Дж. Д. Хикса) сложились во многом под влиянием философии И. Канта и шотландской школы. Для Хикса характерно резкое противопоставление непосредственно воспринимаемых качеств и объектов, вызывающих наши восприятия: в отличие от объектов и акта восприятия, качества не являются самостоят. сущностями и не существуют ни реально, ни идеально.
Как относительно самостоятельное филос. течение К. р. оформился в США на базе критики неореализма: Д. Дрейк, А. Лавджой, Дж. Б. Пратт, А. К. Роджерс, Дж. Сантаяна, Р. В. Селларс и Ч. О. Стронг, выступившие в 1920 с программным сб. «Очерки критического реализма. Совместное исследование проблемы знания» («Essays in critical realism. A cooperative study of the problem of knowledge»), утверждали, что существование физич. объектов не зависит от того, воспринимаются они или нет, однако объекты не могут быть непосредственно даны в восприятии, поэтому субъект воспринимает лишь «непосредственно данное», служащее посредником между ним и объектом. В процессе познания субъект приобретает знание об объектах, а не о содержании собств. сознания, однако не все воспринимаемые в опыте качества могут быть приписаны объекту, иначе было бы невозможно объяснить разного рода иллюзии и ошибки. «Данное» в некотором смысле соответствует объекту, но является не его копией, а знаком, указывающим на присутствие объекта. Представление о том, что человеческий опыт изначально ориентирован на внешний мир, получило наиболее яркое выражение в учении Сантаяны о «животной вере», т. е. инстинктивной уверенности в том, что внешние вещи существуют независимо от нас и в этих вещах представлены некоторые из воспринимаемых нами качеств.
Различия в трактовке представителями К. р. природы «данных» и объектов познания и характера их взаимосвязи привели к тому, что течение К. р. как таковое распалось и прекратило своё существование в 1930-х гг.; в дальнейшем его участники продолжали отстаивать его принципы уже независимо друг от друга.