ПОЕДИ́НОК РИТУА́ЛЬНЫЙ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПОЕДИ́НОК РИТУА́ЛЬНЫЙ, обряд, имеющий целью установление и поддержание космич. и социального порядка. Представление о том, что борьба, состязание противоборствующих сторон составляют основу миропорядка, отражено во многих космогонических мифах и обрядах. Поэтому П. р., в т. ч. заканчивающиеся смертью потерпевшего поражение противника (напр., игра в мяч у индейцев Мезоамерики, гладиаторские игры в Древнем Риме) или включающие иные виды насилия (бой быков, стрельба из лука в медведя на медвежьем празднике у нивхов, убийство петуха, кошки или др. животного во время Карнавала и т. п.), как одна из форм жертвоприношения входят в состав мн. календарных обрядов, символизирующих движение времени и победу нового над старым. Победу жизни над смертью символизирует П. р. (тризна) и в погребальном обряде (см. в ст. Погребение). Идея поединка со смертельным исходом как способа установления виновной стороны лежит в основе судебного поединка (см. в ст. Ордалии), как способа восстановления чести – в основе обычая дуэли. Вместе с тем П. р. рассматривается как средство примирения, снятия антагонизма между противниками (см., напр., в ст. Побратимство). В свадебном обряде (см. Свадьба) П. р. или его игровая имитация выражает, с одной стороны, идеи обретения жены как добычи в военной или спортивной борьбе (многочисл. мифологич. и сказочные сюжеты) и брака как противоборства мужского и женского начал (отсюда мифы об овладении женой в брачную ночь, напр. в эпосе о Нибелунгах), с другой – идею брака как нового союза между противоборствующими сторонами (напр., миф о похищении сабинянок). Связь с П. р. сохраняли спортивные игры и соревнования древности (игра в шашки у древних германцев, др.-греч. спортивные состязания-агоны, в т. ч. общегреческие, приуроченные к святилищам, причём Пифийские игры и Немейские игры были учреждены, согласно мифу, после победы героя над чудовищем) и Средневековья (в т. ч. рыцарские турниры).