ОРДА́ЛИИ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ОРДА́ЛИИ (от лат. ordalium – суд, приговор; «Божий суд», лат. judicium Dei), институт обычного права, способ формального доказывания виновности/невиновности обвиняемого. Как правило, О. применялись при отсутствии несомненных доказательств виновности. Правым считался тот, кто выходил невредимым из испытаний огнём, раскалённым железом, водой и пр.: обвиняемого связанным бросали в воду (он считался оправданным, если ему удавалось выплыть; в Древней Руси, напротив, считался невиновным утонувший, что обосновывалось представлениями о том, что вода не принимает в себя ничего нечистого), его заставляли пройти через костёр, достать из кипятка кольцо, взять в руки раскалённый предмет (о виновности судили по характеру полученных ожогов), у ряда народов Африки – переплыть реку с крокодилами и т. д. В христианской Европе распространились испытания крестом (истец и ответчик становились у креста с поднятыми руками, виновным считался тот, кто первым опускал руки или падал), освящённым куском хлеба или сыра (у виновного он должен был застрять в горле), причастием (в осн. для духовенства) и т. п. Часто О. также неточно называют др. варианты «Божьего суда» – жребий, присягу и судебный поединок.
Ритуально-магич. характер О. (сближавший их с гаданиями) соответствовал представлениям архаич. обществ. Они отражены в Библии (напр., в сцене поединка пророка Илии с жрецами Ваала), известны по Хаммурапи законам, Ману законам, герм. варварским правдам, Русской правде, Польской правде, Саксонскому зерцалу, Швабскому зерцалу, серб. Законнику Стефана Душана, по данным этнографии. Со временем в Европе О. стали заменяться пытками. Возрождение О. в форме испытания холодной водой, взвешивания и т. п. пришлось на период охоты на ведьм. Окончательно О. в Зап. Европе вышли из употребления в сер. 18 в., но традиция судебного поединка сохранялась в практике дуэли.