МА́НУ ЗАКО́НЫ
-
Рубрика: Юриспруденция
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МА́НУ ЗАКО́НЫ (санскр., то же Манусмрити – запомненное от Ману, Манавадхармашастра – наставление Ману в дхарме), др.-инд. сборник религиозно-моральных и правовых предписаний. Составлены ок. 2 в. до н. э. – 2 в. н. э. жрецами одной из брахманских школ. М. з. изложены от имени божественного прародителя людей Ману в стихотв. форме, что должно было облегчить запоминание. Написаны на санскрите, содержат 2685 двустиший (шлок), разбитых на 12 глав. Гл. 1 излагает сведения о мироздании и его Творце (божественном Самосущем), о происхождении основных 4 сословий (варн) и главенствующей роли брахманов в охранении сокровищницы вселенского Закона, которому следуют и люди. Гл. 2 повествует о воспитании правоверного индуса путём приобщения к знанию Вед, в частности того священного Закона, которому следуют люди, «учёные, добродетельные, свободные от ненависти и страстей» (гл. 2:1). После изучения Вед человек считался приуготовленным для новой духовной жизни – «дваждырождённым». В этой же главе говорится о роли обычаев, обрядов и ритуалов, а также «запомненной священной мудрости» дхармашастр. Гл. 3 содержит нормы и требования к семейной жизни, правильному браку (анулома), а также повествует о последствиях неправильных браков (пратилома) и требованиях к соответствующим обрядам. Главы 4, 5 и 6 содержат сведения о способах сакрализации повседневной жизни: правила гигиены, распорядок дня, запретные поступки, ритуалы очищения и аскетич. нормы жизни. Гл. 7 рассказывает о дхарме царя, о роли наказания в правосудии, поддержании порядка; в ней даются советы по делам административным, налоговым, военным и др. Гл. 8 посвящена 18 поводам для обращения в суд (нарушение договорных отношений, преступные деяния: кража, насилие, клевета, оскорбление действием, игра в кости, прелюбодеяние, осквернение ложа духовного наставника-гуру, распитие хмельных напитков и др.), а также правилам судопроизводства и вынесения решения о наказании, освобождению от наказания в случае необходимой обороны (защита от насилия ребёнка, женщины и священника-брахмана). Гл. 9 повествует о «вечном законе для мужа и жены» в их семейной жизни, о личных и имущественных правах и обязанностях членов семьи, о наследовании, о наказаниях и роли царя в наложении наказаний. Гл. 10 содержит правила, общие для трёх «дваждырождённых» варн; 7 законных способов приобретения собственности; 10 способов существования, дозволенных всем людям в бедственном положении; дхармы, общие для всех четырёх варн. Гл. 11 посвящена регулированию образа жизни касты неприкасаемых (каста появляется вследствие заключения неправильных, смешанных, межварновых браков, нарушивших дхарму). Гл. 12 даёт предписания относительно культа, ритуалов и конкретных обязанностей их участников; говорит об ответственности человека за недостаточный контроль за своими мыслями, словами и своим телом.
М. з. не являются сборником собственно законов. Слово «дхарма» не имело такого значения; оно означало совокупность правовых, моральных, этических и др. норм, определяющих добродетельность человека и правила жизни в зависимости от его обществ. положения. Однако некоторые правовые институты разработаны в М. з. весьма детально. Так, различаются собственность и владение. Всякое владение следовало при необходимости обосновать указанием на его происхождение. М. з. указывают 7 законных способов приобретения имущества (собственности): наследование, получение, покупка, завоевание, ростовщичество, исполнение работы, а также получение [пожертвования] от добродетельных (гл. 10:115). Регламентируя договоры, М. з. признают недействительным договор, заключённый с безумным, малолетним, старым, пьяным, неуполномоченным, а также с применением насилия или обмана (гл. 8: 163, 165, 168).
В уголовном праве различаются умысел и неосторожность, однократность и повторность преступлений, тяжесть правонарушения. При определении наказания важным было то, к какой варне принадлежат потерпевший и правонарушитель. Так, при оскорблении словом брахман или кшатрий, оскорбившие низшего, подвергались штрафу, но шудра подлежал телесному наказанию (гл. 8:267).
Часть статей посвящена организации суда. Предпочтение отдавалось коллегиальному решению дел. Существовали суды царские и внутриобщинные. Царский суд состоял из царя, брахмана и советников либо по назначению царя заседала коллегия из назначенного брахмана и 2 членов судебной коллегии. Гл. средствами установления истины были свидетельские показания и разл. испытания. Показания свидетелей учитывались при наличии кастовой совместимости: женщины должны были свидетельствовать о женщинах, члены касты – о равных себе. Клятвы различались в зависимости от кастовой принадлежности: брахман клялся своей «правдивостью», кшатрий – «колесницами и оружием», вайшья – «коровами, зерном и золотом», шудра – «всеми тяжкими преступлениями» (гл. 8:113). Клятва могла быть признана недостаточной, тогда обвиняемый подвергался испытанию огнём или водой (гл. 8:115).
М. з. – источник изучения истории и культуры Древней Индии. Переведены на мн. языки (первый перевод с санскрита на англ. яз. был издан в 1794).