ХАММУРА́ПИ ЗАКО́НЫ
-
Рубрика: Юриспруденция
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ХАММУРА́ПИ ЗАКО́НЫ, законы царя I династии Вавилона Хаммурапи, составленные в 1750-е гг. до н. э. Базальтовая стела с Х. з. была установлена в Вавилоне на 35-м году правления Хаммурапи. Текст законов состоит из пролога, 282 статей и эпилога. В прологе сообщается, что верховные боги Двуречья и бог Вавилона Мардук поручили Хаммурапи установить истину и справедливость в стране. В основном тексте законов всё население страны разделено на три социальных слоя: авилумы (коренные жители городов, имеющие земельные участки, переданные им по наследству), мушкенумы (воины и чиновники, получившие землю за службу и не имеющие своих наделов в общине) и вардумы (рабы). Статьи Х. з. группируются по предмету регулирования, связь между параграфами устанавливается по ассоциации. Статьи первого раздела законов предусматривают ответственность за лжесвидетельство и неправильное отправление правосудия. В следующем разделе защищаются здоровье и личная собственность авилумов, за нанесение им вреда полагается смертная казнь. Здоровье остальных слоёв общества оценивается разл. суммами денежного штрафа. В Х. з. предусмотрена индивидуальная ответственность за преступления, что обеспечивается различными видами талиона (зеркальный, символич. и компенсационный талионы). Особый раздел посвящён семейному праву. Согласно Х. з., брак невозможен без заключения брачного контракта, причём сумма приданого значительно больше суммы выкупа за невесту. Наиболее суровому наказанию (сожжению) подвергаются в законах участники инцестуальной связи. Особые разделы также предусмотрены для регулирования операций с движимым и недвижимым имуществом, а также торговли и кредитных отношений. Срок долгового рабства в доме кредитора не может превышать для несостоятельного должника или его родственников 3 лет. В эпилоге законов содержится развёрнутая формула проклятия любому правителю, который захочет стереть со стелы Х. з. и вместо них написать свои.
Х. з. являются также памятником аккадской литературы. В них содержится множество лит. формул и эпитетов, заимствованных из царских надписей и более ранних клинописных правовых сводов (Ур-Намму законы шумерские, Законы Липит-Иштара, Законы Эшнунны). Известно, что Х. з. копировались на школьные таблички с целью обучения классич. аккадскому языку. В то же время правовая эффективность Х. з. остаётся под вопросом. Дошедшие до нас протоколы судебных заседаний не содержат отсылок к писаному праву. Возможно, Х. з. носили декларативный характер.