МЕДВЕ́ЖИЙ ПРА́ЗДНИК
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МЕДВЕ́ЖИЙ ПРА́ЗДНИК, комплекс представлений и обрядов, связанных с медведем. Встречается у народов таёжной зоны Евразии; элементы М. п. известны у индейцев Сев. Америки. Культовое значение медведя определялось прежде всего представлением о его антропоморфности, объяснявшейся в мифологич. традиции общностью происхождения медведя и человека или происхождением их друг от друга. Повсеместно распространены табуирование названия медведя, запреты, связанные с поведением человека по отношению к нему, у некоторых народов – запреты на употребление в пищу его мяса. Сохранение головы, черепа, костей, шкуры медведя в спец. строении должно было способствовать возрождению медведя в будущем и промысловому благополучию участников праздника.
Выделяют два типа М. п.: западный (ханты, манси, кеты, эвенки и др.), связанный с охотой на медведя, и дальневосточный (нивхи, айны и др. народы Амура и Сахалина), включающий выращивание медвежонка в семье и его ритуальное убийство. Существует большое количество локальных вариантов М. п., даже у одного народа.
В наиболее полном виде М. п. сохранился у обских угров. У них существуют периодические и спорадические М. п. Периодич. М. п. (Яны йикв – Большие танцы, или Большие игрища) устраиваются в период между зимним солнцестоянием и весенним равноденствием; ранее проходили в культовом центре фратрии Пор – с. Вежакоры (Октябрьский р-н Ханты-Мансийского автономного округа). Кроме того, после каждой удачной охоты на медведя устраиваются спорадич. М. п., представляющие сокращённый вариант периодич. праздника. Обряды длятся 5 ночей, если убит самец, и 4 – если убита самка. Все действия во время праздника сопровождаются танцами, песнями, драматич. и кукольными представлениями. Шкуру медведя укладывают в переднем углу дома в «жертвенной позе» – с головой, положенной на передние лапы; голову и лапы украшают кольцами, лентами. Все приходящие на праздник приносят дары, которые раскладывают перед медведем. М. п. начинается с обряда «отречения», во время которого неск. мужчин, среди них – охотник, убивший медведя, одетые в спец. костюм (халат, остроконечная шапка, опушённая мехом, с мозаичным орнаментом), обращаются к медведю и говорят, что они не виноваты в его смерти. Исполняются «медвежьи песни» (уй эргыт), рассказывающие о происхождении медведя, об установлении обрядов. Затем следуют «призывные песни», во время которых призываются как общие божества, так и предки определённых территориально-генеалогич. групп. Это – священная часть М. п., в отличие от следующей (тули лап) – представлений в масках, в осн. бытового и юмористич. содержания. В последнюю ночь варится и поедается медвежье мясо, во время трапезы соблюдаются многочисл. табу, все очищаются, постукивая ножом по зубам. Затем следуют обряды, которые должны снять с людей вину за убийство медведя и поедание его мяса: имитируются уход охотников в лес, сон, прилёт птиц и т. п. Далее исполняются танцы зверей и птиц, бытовые сценки, совершаются гадания о следующей охоте на медведя и о промысле в целом. В конце М. п. проводятся обряды, долженствующие заставить медведя снова вернуться и скрыть роль охотника и др. участников праздника.
М. п. дальневосточного типа, в наиболее полной форме представленный у нивхов, характеризуется представлениями и обрядами, делающими медведя защитником определённого рода. Медвежонка выращивают в течение нескольких лет, часто после смерти своего ребёнка. М. п. начинается играми с медведем, затем его ведут на специально оборудованную и украшенную площадку и убивают с помощью лука и стрел. Шкуру медведя снимают, имитируя раздевание. Медведя убивает человек из другого рода – зять или тесть, в другой род отдают также мясо и сало медведя; в дальнейшем тот род должен устроить в ответ аналогичный М. п. Наряду с таким М. п., народы Дальнего Востока совершают и обряды после успешной охоты на медведя; по мнению некоторых исследователей, у них существовали и периодич. церемонии, проходившие в январе – феврале.
У хантов и манси, нивхов и др. М. п., утратив мн. магич. черты, сохраняется как нар. праздник и средство презентации своей культуры.