О́БСКИЕ У́ГРЫ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
О́БСКИЕ У́ГРЫ, общее название угорских народов Зап. Сибири – хантов и манси, предки которых вместе с предками венгров составляли угорскую общность (см. в ст. Угры). Термин вошёл в употребление в сер. 20 в. Предки О. у. пришли с юга, из лесостепной и степной зоны, после отделения от них предков венгров, что связано с распадом саргатской культуры на позднесаргатском этапе (3–5 вв.), носители которой частично переселились на север и слились с аборигенным населением Зап. Сибири. Взаимодействие их с южнотаёжными группами населения новочекинской, богочановской культур и мигрировавшими с севера по Иртышу носителями кулайской культуры привело к формированию предковых культур О. у. – кашинской, юдинской культуры, петрогромского типа памятников, молчановского типа памятников (назв. по Молчановскому городищу в Тюменской обл.) в Зауралье, потвашской культуры и усть-ишимской культуры на Иртыше. Проникавшие с 8 в. в Ср. Прииртышье тюрк. племена частично ассимилировали и оттеснили на север юж. группы О. у. Антропологич. тип сочетает черты уральской расы (больше у манси) и североазиатской расы (больше у хантов). Традиц. культура в целом типична для народов Зап. Сибири (см. в разделе Народы и языки в томе «Россия»), основана на рыболовстве (особенно у хантов и сев. манси), охоте (особенно у манси Сев. Приуралья, Урала и Зауралья) и оленеводстве. При этом черты палеосибирской сев. промысловой культуры сочетаются у О. у. с элементами юж. коневодческой культуры, свидетельствующими в пользу юж. происхождения их предков. У О. у. сохранялись культ коня (предпочтение лошади в качестве жертвы богам и духам, почитание Мир-суснэ-хума в виде конного всадника с чертами митраистского культа и др.), употребление в пищу конины, коновязь, характерные для кочевников-коневодов распашная одежда и обувь с косым срезом голенища, заплетание кос у мужчин, ношение женщинами платка-покрывала, которым закрывали лицо при соблюдении обычая избегания, вышивка шерстью, геометрич. орнаменты андроноидного облика, элементы звериного стиля в искусстве, использование сабель и мечей в ритуальных танцах, арфы («журавль», «лебедь»), большая роль металла, особенно серебра и золота, в обрядах и верованиях (культ «Золотой бабы»), мифологич. представления о юж. стране Мортим-маа и летающей туда птице Карс, упоминание в фольклоре войлочных юрт и обычая скальпирования врага и др. Общим для О. у. было деление на фратрии Пор и Мось. В мифологии распространены сюжеты о сотворении земли гагарой, нырнувшей на дно океана и доставшей оттуда кусочек ила (общеуральский мотив); о небесном божестве и демиурге Нуми-Торуме (Торуме); его отце Корс-Торуме (Косяр-Торуме); брате – злом духе Куль-отыре (Кынь-лунге); сестре-жене Нуми-Торума – матери-земле Калтащ-эква (Калтась-эква, Йоли-торум-шань); их дочери – подательнице детей Пугос (Пугос-анки); их семи сыновьях, из которых младший – покровитель людей и культурный герой Мир-суснэ-хум; богине солнца Хотал-эква, боге луны Этпос-ойки, боге грома Сяхыл-Торуме, богине огня Най-эква (Най-сянь или Най-анки), добрых (мис, миш) и злых (менкв) духах, духах-хозяевах животных и др. Развит героич. эпос о духах-предках территориальных групп, культурных героях и богатырях. Характерны представления о множественности душ у человека и животных (5 – у мужчины, 4 – у женщины) и их реинкарнации; фигурки – вместилища душ умерших (иттарма, иттерма). Особая часть верований О. у. связана с культом медведя – предка фратрии Пор (см. в ст. Медвежий праздник).