Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

О́БСКИЕ У́ГРЫ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 23. Москва, 2013, стр. 547-548

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: З. П. Соколова ; С. В. Кузьминых (этногенез)
Искусство обских угров: 1–2 – бронзовые бляшки с изображением медведя в «жертвенной позе»; 3 – орнамент на бересте (по З. П. Соколовой).

О́БСКИЕ У́ГРЫ, об­щее на­зва­ние угор­ских на­ро­дов Зап. Си­би­ри – хан­тов и ман­си, пред­ки ко­то­рых вме­сте с пред­ка­ми венг­ров со­став­ля­ли угор­скую общ­ность (см. в ст. Уг­ры). Тер­мин во­шёл в упот­реб­ле­ние в сер. 20 в. Пред­ки О. у. при­шли с юга, из ле­со­степ­ной и степ­ной зо­ны, по­сле от­де­ле­ния от них пред­ков венг­ров, что свя­за­но с рас­па­дом сар­гат­ской куль­ту­ры на позд­не­сар­гат­ском эта­пе (3–5 вв.), но­си­те­ли ко­то­рой ча­стич­но пе­ре­се­ли­лись на се­вер и сли­лись с або­ри­ген­ным на­се­ле­ни­ем Зап. Си­би­ри. Взаи­мо­дейст­вие их с юж­но­та­ёж­ны­ми груп­па­ми на­се­ле­ния но­во­че­кин­ской, бо­го­ча­нов­ской куль­тур и ми­гри­ро­вав­ши­ми с се­ве­ра по Ир­ты­шу но­си­те­ля­ми кулай­ской куль­ту­ры­ при­ве­ло к фор­ми­ро­ва­нию пред­ко­вых куль­тур О. у. – ка­шин­ской, юдинской куль­ту­ры­, петрогром­ско­го ти­па па­мят­ни­ков­, мол­ча­нов­ско­го ти­па па­мят­ни­ков (назв. по Мол­ча­нов­ско­му го­ро­ди­щу в Тю­мен­ской обл.) в Зау­ра­лье, потваш­ской куль­ту­ры­­ и усть-ишим­ской куль­ту­ры на Ир­ты­ше. Про­ни­кав­шие с 8 в. в Ср. При­ир­ты­шье тюрк. пле­ме­на ча­стич­но ас­си­ми­ли­ро­ва­ли и от­тес­ни­ли на се­вер юж. груп­пы О. у. Ан­тро­по­ло­гич. тип со­че­та­ет чер­ты уральской ра­сы­ (боль­ше у ман­си) и североази­атской ра­сы (боль­ше у хан­тов). Тра­диц. куль­ту­ра в це­лом ти­пич­на для на­ро­дов Зап. Си­би­ри (см. в раз­де­ле На­ро­ды и язы­ки в то­ме «Рос­сия»), ос­но­ва­на на ры­бо­лов­ст­ве (осо­бен­но у хан­тов и сев. ман­си), охо­те (осо­бен­но у ман­си Сев. При­ура­лья, Ура­ла и За­ура­лья) и оле­не­вод­ст­ве. При этом чер­ты па­лео­си­бир­ской сев. про­мы­сло­вой куль­ту­ры со­че­та­ют­ся у О. у. с эле­мен­та­ми юж. ко­не­вод­че­ской куль­ту­ры, сви­де­тель­ст­вую­щи­ми в поль­зу юж. про­ис­хо­ж­де­ния их пред­ков. У О. у. со­хра­ня­лись культ ко­ня (пред­поч­те­ние ло­ша­ди в ка­че­ст­ве жерт­вы бо­гам и ду­хам, по­чи­та­ние Мир-сус­нэ-ху­ма в ви­де кон­но­го всад­ни­ка с чер­та­ми мит­раи­ст­ско­го куль­та и др.), упо­треб­ле­ние в пи­щу ко­ни­ны, ко­но­вязь, ха­рак­тер­ные для ко­чев­ни­ков-ко­не­во­дов рас­паш­ная оде­ж­да и обувь с ко­сым сре­зом го­ле­ни­ща, за­пле­та­ние кос у муж­чин, но­ше­ние жен­щи­на­ми плат­ка-по­кры­ва­ла, ко­то­рым за­кры­ва­ли ли­цо при со­блю­де­нии обы­чая из­бе­га­ния, вы­шив­ка шер­стью, гео­мет­рич. ор­на­мен­ты ан­д­ро­но­ид­но­го об­ли­ка, эле­мен­ты зве­ри­но­го сти­ля в ис­кус­ст­ве, ис­поль­зо­ва­ние са­бель и ме­чей в ри­ту­аль­ных тан­цах, ар­фы («жу­равль», «ле­бедь»), боль­шая роль ме­тал­ла, осо­бен­но се­реб­ра и зо­ло­та, в об­ря­дах и ве­ро­ва­ни­ях (культ «Зо­ло­той ба­бы»), ми­фо­ло­гич. пред­став­ле­ния о юж. стра­не Мор­тим-маа и ле­таю­щей ту­да пти­це Карс, упо­ми­на­ние в фольк­ло­ре вой­лоч­ных юрт и обы­чая скаль­пи­ро­ва­ния вра­га и др. Об­щим для О. у. бы­ло де­ле­ние на фрат­рии Пор и Мось. В ми­фо­ло­гии рас­про­стра­не­ны сю­же­ты о со­тво­ре­нии зем­ли га­га­рой, ныр­нув­шей на дно океа­на и до­став­шей от­ту­да ку­со­чек ила (об­ще­ураль­ский мо­тив); о не­бес­ном бо­же­ст­ве и де­ми­ур­ге Ну­ми-То­ру­ме (То­ру­ме); его от­це Корс-То­ру­ме (Ко­сяр-То­ру­ме); бра­те – злом ду­хе Куль-оты­ре (Кынь-лун­ге); се­ст­ре-же­не Ну­ми-То­ру­ма – ма­те­ри-зем­ле Кал­тащ-эк­ва (Кал­тась-эк­ва, Йо­ли-то­рум-шань); их до­че­ри – по­да­тель­ни­це де­тей Пу­гос (Пу­гос-ан­ки); их се­ми сы­новь­ях, из ко­то­рых млад­ший – по­кро­ви­тель лю­дей и куль­тур­ный ге­рой Мир-сус­нэ-хум; бо­ги­не солн­ца Хо­тал-эк­ва, бо­ге лу­ны Эт­пос-ой­ки, бо­ге гро­ма Ся­хыл-То­ру­ме, бо­ги­не ог­ня Най-эк­ва (Най-сянь или Най-ан­ки), до­б­рых (мис, миш) и злых (менкв) ду­хах, ду­хах-хо­зяе­вах жи­вот­ных и др. Раз­вит ге­ро­ич. эпос о ду­хах-пред­ках тер­ри­то­ри­аль­ных групп, куль­тур­ных ге­ро­ях и бо­га­ты­рях. Ха­рак­тер­ны пред­став­ле­ния о мно­же­ст­вен­но­сти душ у че­ло­ве­ка и жи­вот­ных (5 – у муж­чи­ны, 4 – у жен­щи­ны) и их ре­ин­кар­на­ции; фи­гур­ки – вме­сти­ли­ща душ умерших (ит­тар­ма, ит­тер­ма). Осо­бая часть ве­ро­ва­ний О. у. свя­за­на с куль­том мед­ве­дя – пред­ка фрат­рии Пор (см. в ст. Мед­ве­жий празд­ник).

Лит.: Хай­ду П. Ураль­ские язы­ки и на­ро­ды. М., 1985; Пет­ру­хин ВЯ., Хе­лим­ский ЕА. Фин­но-угор­ская ми­фо­ло­гия // Ми­фы на­ро­дов ми­ра. 2-е изд. М., 1988. Т. 2; На­поль­ских В. В. Вве­де­ние в ис­то­ри­чес­кую ура­ли­сти­ку. Ижевск, 1997; Ми­фо­ло­гия хан­тов. Томск, 2000; Ми­фо­ло­гия ман­си. Но­во­сиб., 2001; Со­ко­ло­ва З. П. Хан­ты и ман­си: взгляд из XXI в. М., 2009.

Вернуться к началу