Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВЕ́НГРЫ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2015 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Т. П. Гусарова (история, этнография)

ВЕ́НГРЫ (самоназвание - magyar, мадьяр), 1) население Венгрии. 2) Финно-угорский народ, основное население Венгрии (9,9 млн. чел., 2011, перепись). Составляют 2-ю по численности этнич. группу в Румынии (в осн. в центре, на западе и северо-западе – гл. обр. трансильванские секеи, а также в жудецах Марамуреш, Арад, Тимиш; 1,2 миллионов человек,  2011, перепись), Словакии (в осн. на юге – в Трнавском, Нитранском, Банска-Бистрицком и Кошицком краях; 458,4 тыс. чел.  2011, перепись), Сербии (в осн. в Воеводине на севере; 260,9 тыс. чел.  2011, перепись), 2-е по численности этнич. меньшинство в Австрии (в осн. в Вене и Бургенланде на востоке; 105 тыс. чел.  2015, оценка). Живут также на западе Украины (Закарпатская обл.; 156,6 тыс. чел.  2001, перепись), в Хорватии (14,0 тыс. чел.  2011, перепись), Чехии (11 тыс. чел.  2011, оценка), Словении (6,5 тыс. чел.  2011, перепись). Значительные венгерские диаспоры существуют в США (1,4 млн. чел. венг. происхождения – 2000, перепись), Канаде (317 тыс. чел.  2011, перепись), Германии (157 тыс. чел.  2011), Бразилии (80 тыс. чел.), Австралии (68 тыс. чел.  2006, перепись), Великобритании (45 тыс. чел.  2011, перепись), Нидерландах (20 тыс. чел.  2011) и др. Общая численность до 14 млн. чел. (2011). Говорят на венгерском языке. Большинство венгров  католики (в основном на западе Венгрии), на востоке преобладают последователи Реформатской церкви, на севере  лютеране.

Накладка на сумку венгерского всадника из Галгоц с характерным для 10 в. растительным орнаментом. Серебро, позолота. Венгерский национальный музей (Будапешт).

Пред­ки В.  ко­че­вые охот­ни­ки и ско­то­во­ды (в осн. ко­не­во­ды) ле­со­степ­но­го За­ура­лья – вы­де­ли­лись из со­ста­ва уг­ров (ок. 1-го тыс. до н. э.) и, по линг­вис­тич. дан­ным, дол­гое вре­мя оби­та­ли в бас­сей­нах Вол­ги и Ка­мы и на тер­ри­то­рии совр. Баш­ки­рии (см. Боль­ше­ти­ган­ский мо­гиль­ник). В 13 в. н. э. до­ми­ни­кан­ский мо­нах Юли­ан из Венг­рии об­на­ру­жил в этом ре­гио­не на­род, го­во­рив­ший на по­нят­ном ему язы­ке, что да­ло ср.-век. учё­ным (В. Руб­рук, Пла­но Кар­пи­ни и др.) ос­но­ва­ние по­ме­щать там леген­дар­ную пра­ро­ди­ну В. (Ве­ли­кая Венг­рия – Hungaria Magna). Пред­по­ло­жи­тель­но ме­ж­ду 6 и 9 вв. осн. часть древ­них В. по­се­ли­лась в При­чер­но­мо­рье, где в 830-е гг. на­хо­ди­лась их стра­на Ле­ве­дия (Levedia; ве­ро­ят­но, ме­ж­ду Азов­ским м. и Дне­ст­ром). В. бы­ли из­вест­ны в ви­зант. и араб. ис­точ­ни­ках под име­нем «тю­рок» и «оно­гу­ров»; в те­че­ние дол­го­го вре­ме­ни на­хо­ди­лись под вла­стью оно­гу­ров, за­тем – ха­зар (при­бли­зи­тель­но до сер. 9 в.), у ко­то­рых, ве­ро­ят­но, за­им­ст­во­ва­ли не­ко­то­рые фор­мы по­ли­тич. жиз­ни (двой­ное прав­ле­ние во­ен. и ре­лиг. глав пле­ме­ни). Здесь к ним при­сое­ди­ни­лись от­ко­лов­шие­ся от ха­зар тюр­ки-ка­ба­ры. Позд­нее под дав­ле­ни­ем пе­че­не­гов В. пе­ре­се­ли­лись на за­пад, в стра­ну Этель­кёз (по­ме­щав­шую­ся, ве­ро­ят­но, в рай­оне ме­ж­ду До­ном и Ниж­ним Ду­на­ем), где об­ра­зо­ва­ли со­юз 7 пле­мён (йе­не, кер, ке­си, кюрт-дьяр­мат, ньек, тарь­ян и медь­ер, или мадь­яр). С 860-х гг. В. со­вер­ша­ли на­бе­ги на вост. ок­раи­ны Вост.-Франк­ской им­пе­рии и уча­ст­во­ва­ли в вой­нах ме­ж­ду Ви­зан­ти­ей и Бол­га­ри­ей на Ниж­нем Ду­нае. В 895 под уда­ра­ми пе­че­не­гов и болг. ца­ря Си­ме­о­на по­ки­ну­ли Этель­кёз и под пред­во­ди­тель­ст­вом во­ж­дя (дю­лы) Ар­па­да (из пле­ме­ни мадь­яр) пе­ре­шли Кар­па­ты, к 896 за­няв Сред­не­ду­най­скую рав­ни­ну и часть Тран­силь­ва­нии (т. н. Об­ре­те­ние ро­ди­ны). К нач. 10 в., раз­гро­мив Ве­ли­ко­мо­ра­в­скую дер­жа­ву, они за­хва­ти­ли под­чи­нён­ные ей зем­ли. Луч­шие зем­ли на Сред­нем Ду­нае (от совр. Эс­тер­го­ма до об­лас­тей, рас­по­ло­жен­ных ни­же Бу­да­пеш­та) ото­шли пле­ме­ни мадь­яр. В 1-й пол. 10 в. (до по­ра­же­ния в Лех­ской бит­ве 955) В. со­вер­ша­ли опус­то­шительные по­хо­ды на Зап. Ев­ро­пу и Ви­зан­тию. К кон. 10 в. они пе­ре­хо­дят к осед­ло­сти и зем­ле­де­лию, при­ни­ма­ют хри­сти­ан­ст­во, в нач. 11 в. воз­ник­ло Венг. ко­ро­лев­ст­во. В эт­но­ге­не­зе В. уча­ст­во­ва­ли на­се­ляв­шие его сла­вя­не (пред­ки сло­ва­ков, сло­вен­цев, хор­ва­тов, сер­бов, зап. ук­ра­ин­цев), тюр­ки (в осо­бен­но­сти авары), вла­хи (влаш­ское на­се­ле­ние Тран­силь­ва­нии осо­бен­но воз­рос­ло в 16 в. в ре­зуль­та­те тур. за­вое­ва­ния). С 1220-х гг. под на­тис­ком мон­го­ло-та­тар на Ду­най пе­ре­се­ля­ют­ся груп­пы по­лов­цев (ку­ны, ку­ма­ны) и алан (ясы), по­лу­чив­шие зем­ли в Аль­фёль­де (об­лас­ти Яс­шаг, На­дь­кун­шаг, Киш­кун­шаг) для ох­ра­ны гра­ниц; ку­ны и ясы до 16 в. со­хра­ня­ли язы­ки, по­лу­ко­че­вое хо­зяй­ст­во и ар­ха­ич­ный со­ци­аль­ный строй, до 1876 (с пе­ре­ры­ва­ми) – са­мо­управ­ле­ние. Важ­ную роль иг­ра­ли пе­ре­се­лен­цы из Гер­ма­нии, а так­же Ита­лии, Флан­д­рии, Фран­ции. Нем. ко­ло­ни­сты (на­зы­вав­шие­ся не­за­ви­си­мо от про­ис­хо­ж­де­ния шва­ба­ми или сак­са­ми) со­хра­ня­ли свои эт­нич. осо­бен­но­сти и ав­то­но­мию на про­тя­же­нии все­го Сред­не­ве­ко­вья. Их по­се­ле­ния позд­нее вы­рас­та­ли в го­ро­да (нем­цы пре­об­ла­да­ли сре­ди гор. на­се­ле­ния Венг­рии до 16 в., ко­гда они ста­ли ухо­дить от тур. опас­ности и их ме­сто за­нима­ли бе­жен­цы с юга – венг­ры и сла­вя­не). Нем. ко­ло­ни­сты Тран­силь­ва­нии се­ли­лись ком­пакт­ны­ми груп­па­ми и со­ста­ви­ли од­ну из трёх «на­ций» ср.-век. Тран­силь­ва­нии (на­ря­ду с В. и се­кея­ми), поль­зо­вав­ших­ся ши­ро­кой ав­то­но­ми­ей и при­ви­ле­гия­ми. Эпо­ха тур. за­вое­ва­ний вы­зва­ла мас­со­вую им­ми­гра­цию в Венг­рию слав. и влаш­ско­го на­се­ле­ния; к кон. 17 в. В. со­став­ля­ли ме­нее по­ло­ви­ны на­се­ле­ния стра­ны. В 18 в. австр. пра­ви­тель­ст­во, на­пу­ган­ное ан­ти­габс­бург­ски­ми вы­сту­п­ле­ния­ми В., про­во­ди­ло по­ли­ти­ку за­се­ле­ния Венг­рии нем­ца­ми и сла­вя­на­ми, на­са­ж­да­ло нем. язык. В кон. 18 – нач. 19 вв. в Венг­рии на­чи­на­ет­ся дви­же­ние за об­нов­ле­ние венг. язы­ка, в 1843–49 по­лу­чив­ше­го ста­тус го­су­дар­ст­вен­но­го, что ста­ло од­ной из при­чин, при­вед­ших к про­ти­во­стоя­нию В. с др. на­ро­да­ми, так­же пе­ре­жи­вав­ши­ми эпо­ху нац. воз­ро­ж­де­ния, и по­бу­ди­ло их встать на сто­ро­ну Габс­бур­гов во вре­мя по­дав­ле­ния Ре­во­лю­ции 1848–49 в Венг­рии. В Ав­стро-Венг­рии В. со­став­ля­ли 42% нас. Венг­рии. По­сле 1867 уси­ли­лись ас­си­ми­ля­ци­он­ные про­цес­сы, осо­бен­но в го­ро­дах (гл. обр. сре­ди нем­цев и ев­ре­ев). Од­но­вре­мен­но с кон. 19 в. на­ча­лась мас­со­вая эмиг­ра­ция В. в Аме­ри­ку. По Триа­нон­ско­му мир­но­му до­го­во­ру 1920 св. 3 млн. В. ока­за­лись за пре­де­ла­ми стра­ны, позд­нее из них 360 тыс. чел. пе­ре­се­ли­лись в Венг­рию. По­сле по­ра­же­ния Венг­рии во 2-й ми­ро­вой вой­не из со­сед­них стран бы­ли вы­се­ле­ны, б. ч. в Вен­г­рию, сот­ни ты­сяч В. По­сле по­дав­ле­ния Вен­гер­ско­го вос­ста­ния 1956 по­сле­до­ва­ла но­вая вол­на эмиг­ра­ции (ок. 2% нас.). В даль­ней­шем по­ло­же­ние В. в со­сед­них стра­нах скла­ды­ва­лось по-раз­но­му. Так, в Юго­сла­вии су­ще­ст­во­ва­ла венг. ав­то­но­мия в Вое­во­ди­не, ли­к­ви­ди­ро­ван­ная в 1991; её вос­ста­нов­ле­ния до­би­ва­ет­ся Де­мо­кра­ти­ческий со­юз венгров Вое­во­ди­ны. По­сле 1991 из стран быв­шей Юго­сла­вии эмиг­ри­ро­ва­ли 40 тыс. В. В Ру­мы­нии про­во­ди­лась по­ли­ти­ка при­ну­дит. ас­си­ми­ля­ции В.; по­сле свер­же­ния ре­жи­ма Н. Чау­ше­ску (1989) на­ча­лась мас­со­вая эмиг­ра­ция В. из Ру­мы­нии.

К 18 в. сформировались этнографич. группы В.: близкие словакам палоци на севере (гористые районы между гг. Балашшадьярмат и Шальготарьян); матьо, получившие название от имени короля Матьяша Хуньяди, даровавшего им земли в окрестностях г. Мезёкёвешд; рабакёз (между реками Раба и Дунаем) и близкие к словенцам шаркёз, хетеш, гёчей (в предальпийских р-нах) на западе; секлеры и калотасеги в Трансильвании; потомки кунов и ясов в Альфёльде; гайдуки на северо-востоке; чанго в Молдове.

Осн. за­ня­тие до 19 в.  ско­то­вод­ст­во, раз­ви­тое осо­бен­но в Аль­фёль­де: в Хор­то­бад­ской сте­пи раз­во­ди­ли ло­ша­дей, на па­ст­би­щах (пус­тах) ме­ж­ду Ду­на­ем и Ти­сой – круп­ный ро­га­тый скот, в т. ч. ко­ров т. н. се­реб­ри­стой по­ро­ды, со сред­них ве­ков, осо­бен­но в тур. эпо­ху, экс­пор­ти­ро­вав­ших­ся на за­пад (в Ве­не­цию, Юж. Гер­ма­нию), и др. Скот со­дер­жал­ся на даль­них па­ст­би­щах под при­смот­ром чи­ко­шей (та­бун­щи­ков) и гуй­я­шей (пас­ту­хов круп­но­го ро­га­то­го ско­та); воз­ник­ла про­фес­сия пе­ре­гон­щи­ков ско­та – гай­ду­ков, из ко­то­рых в эпо­ху тур. войн сло­жил­ся осо­бый слой вои­нов. Важ­ную роль иг­ра­ет тра­диц. ви­но­гра­дар­ст­во и ви­но­де­лие (в рай­онах го­ро­дов То­кай и Эгер на се­ве­ро-вос­то­ке, Сек­сард – на юге, го­ры Ба­да­чонь – на оз. Ба­ла­тон, г. Шо­прон – на за­па­де). В 19 в. ста­ло пре­об­ла­дать зем­ле­де­лие (осн. куль­ту­ра – пше­ни­ца, с 18 в. вы­ра­щи­ва­ли ку­ку­ру­зу и па­при­ку – осо­бен­но на юге, в рай­оне Се­ге­да и Ка­ло­чи). Из про­мы­слов со­хра­ня­ют­ся резь­ба по де­реву, кос­ти и ро­гу, вы­дел­ка ко­жи, пле­те­ние кру­жев, вы­шив­ка с ха­рак­тер­ным рас­титель­но-зоо­морф­ным ор­на­мен­том (цве­ты, пав­ли­ны) и ко­ло­ри­том (си­не-крас­но-жёл­тый в ка­ло­чай­ской вы­шив­ке, ко­рич­не­во-бе­же­во-ро­зо­вый, а так­же бе­лый – в тран­силь­ван­ской и др.), узор­ное тка­че­ст­во (крас­ный рас­тит. и гео­мет­рич. ор­на­мент в Тран­силь­ва­нии и на се­ве­ро-вос­то­ке Венг­рии), ке­ра­мич. про­из-во (си­ний рас­тит. ор­на­мент по бе­ло­му по­лю на се­ве­ре и в Тран­силь­ва­нии и др.), тис­не­ние по ко­же и др.

Осн. сель­ские по­се­ле­ния, осо­бен­но на вос­то­ке,  круп­ные сё­ла (фа­лу, кёз­шег) и ху­то­ра (та­нья). Для об­лас­тей с пре­обла­да­ни­ем ско­то­вод­ст­ва, осо­бен­но для Аль­фёль­да, бы­ли ха­рак­тер­ны т. н. двой­ные по­се­ле­ния, в ко­то­рых хо­зяйств. по­строй­ки и хле­ва на­хо­ди­лись не в од­ном ком­плек­се с жи­лы­ми до­ма­ми, а вы­но­си­лись за око­ли­цу, при­мы­кая к па­ст­би­щам. Для зем­ле­дельч. рай­онов ти­пич­но рас­по­ло­же­ние жи­лых и хо­зяйств. по­стро­ек в од­ном ком­плек­се, час­то – под од­ной кры­шей. До 19 в. для центр. рай­онов ха­рак­тер­ны т. н. аг­рар­ные го­ро­да или тор­го­вые сё­ла (ме­зё­ва­рош), на­се­ле­ние ко­то­рых за­ни­ма­лось то­вар­ным с. х-вом и ре­мес­лом; часть из них (Се­гед, Деб­ре­цен, Кеч­ке­мет, На­дькё­рёш и др.) со вре­ме­нем пре­вра­ти­лись в го­ро­да. Тра­диц. жи­ли­ще в степ­ных рай­онах строи­лось из гли­ны, зем­ли, тро­ст­ни­ка, в лес­ных и го­ри­стых – из де­ре­ва, с бо­га­тым рез­ным де­ко­ром. Пре­об­ла­да­ли вы­тя­ну­тые до­ма, со­стоя­щие из жи­лой ком­на­ты (или ком­нат), кух­ни, кла­до­вой, се­ней; вдоль до­ма тя­ну­лась опи­раю­щая­ся на стол­бы га­ле­рея. На се­ве­ре и от­час­ти в Аль­фёль­де до 19 в. со­хра­ня­лись длин­ные до­ма для боль­ших се­мей с отд. по­ме­ще­ния­ми для ка­ж­дой суп­ру­же­ской па­ры.

Традиционная мужская одежда.
Традиционная одежда пастуха.

Тра­диц. муж­ской кос­тюм офор­мил­ся к 19 в.: ру­ба­ха, уз­кие, час­то рас­ши­тые, шта­ны, вправ­лен­ные в са­по­ги, без­ру­кав­ка; ха­рак­тер­ны так­же ши­рокие, ино­гда плис­си­ро­ван­ные бе­лые по­лот­ня­ные шта­ны (га­тя) и ру­ба­ха с ши­ро­ки­ми ру­ка­ва­ми. Верх­няя оде­ж­да – су­кон­ный каф­тан с лож­ны­ми ру­ка­ва­ми, с боль­шим вы­ши­тым во­рот­ни­ком; шу­ба без ру­ка­вов (сюр), рас­ши­тая вы­шив­кой или ап­пли­ка­ци­ей. Жен­ская оде­ж­да – коф­та с ши­ро­ки­ми ру­ка­ва­ми, юб­ка (у ка­ло­чай­ских де­ву­шек – очень пыш­ная, плис­си­ро­ван­ная, на­де­вае­мая на неск. ниж­них юбок) с пе­ред­ни­ком, ко­рот­кая вы­ши­тая без­ру­кав­ка (прус­лик); оде­ж­да ук­ра­ша­ет­ся обиль­ной вы­шив­кой. Де­вуш­ки за­пле­та­ли во­ло­сы в ко­су, ук­ра­ша­ли их лен­та­ми или вен­ка­ми из цвет­ных ни­тей, за­муж­ние жен­щи­ны за­кры­ва­ли во­ло­сы плат­ка­ми или чеп­ца­ми.

Обряд угощения после свадьбы.

Тра­диц. пи­ща – мяс­ная, муч­ная (лап­ша, клёц­ки) с чёр­ным и крас­ным пер­цем (па­при­кой). Для Аль­фёль­да ха­рак­тер­ны гус­тая мяс­ная по­хлёб­ка (гу­ляш), ту­шё­ное мя­со в ост­ром со­усе (пёр­кёльт) с гар­ни­ром из муч­ной кру­пы (тар­хо­ня), для Тран­силь­ва­нии – ква­ше­ная ка­пус­та или го­луб­цы с коп­чё­но­стя­ми. Из жи­ров пред­по­чи­та­ют то­п­лё­ный сви­ной жир, ко­то­рый так­же ма­жут на хлеб. Пе­кут стру­де­ли (ре­те­ши) из очень тон­ко­го слоё­но­го тес­та. Вен­гер­ская фрук­то­вая вод­ка (па­лин­ка) го­то­вит­ся из сли­вы, аб­ри­ко­сов, че­реш­ни.

До 19 в. со­хра­ня­лись боль­шие пат­ри­ар­халь­ные се­мьи (3–4 по­ко­ле­ния – до 60 чел.); пат­ри­ли­ней­ные ро­ды (не­мзет­шег), вос­хо­дя­щие к об­ще­му пред­ку, чле­ны ко­то­рых но­си­ли од­ну фа­ми­лию; квар­та­лы, на­се­лён­ные кров­ны­ми род­ст­вен­ни­ка­ми (ход). Ро­до­слов­ные на­счи­ты­ва­ли до 5 по­ко­ле­ний. Со­хра­ни­лись свя­точ­ные об­ход­ные об­ря­ды (ре­гё­леш – об­ход де­рев­ни ря­же­ны­ми, по­ющи­ми деть­ми с пе­ре­нос­ным те­ат­ром ти­па вер­те­па, ко­ля­до­ва­ние), об­ли­ва­ние во­дой на Пас­ху, раз­жи­га­ние ко­ст­ров на Ива­нов день (св. Яно­ша), яр­мар­ки и гу­ля­нья в хра­мо­вый празд­ник (бу­чу) и т. д. Один из гл. празд­ни­ков – День св. Иш­тва­на (20 ав­гу­ста), сов­па­даю­щий с Днём ос­но­ва­ния венг. го­су­дар­ст­ва.

Уст­ное твор­че­ст­во. Со­хра­ни­лись ска­за­ния о про­ис­хо­ж­де­нии и ран­ней ис­то­рии В.: о пти­це Ту­рул, чу­дес­ном оле­не, чу­дес­ном по­яв­ле­нии на свет Аль­мо­ша (от­ца Ар­па­да), при­хо­де В. в По­ду­на­вье, по­хо­де Бо­тон­да на Ви­зан­тию; ле­ген­ды о Яно­ше и Мать­я­ше Хунь­я­ди, Габоре Бет­ле­не, Фе­рен­це II Ра­ко­ци; бал­ла­ды о ски­таль­цах, ку­ру­цах, гай­ду­ках и раз­бой­ни­ках-бе­тя­рах, о ка­мен­щи­ке Ке­ле­ме­не, Ка­бе Ка­дар и др.; сказ­ки – вол­шеб­ные, о жи­вот­ных, са­ти­ри­ческие (тру­фы). «Ста­рый» слой нар. му­зы­ки В., угор­ский с силь­ным тюрк. эле­мен­том, впи­тав­ший влия­ния зап.-ев­роп. му­зы­ки и тра­ди­ций со­сед­них на­родов (че­хов, сло­ва­ков, по­ля­ков, юж. сла­вян, ру­мын, нем­цев), от­час­ти со­хра­нил­ся до 20 в. Объ­е­ди­ня­ет во­каль­ную и ин­ст­ру­мен­таль­ную од­но­го­лос­ную му­зы­ку, ла­до­вая ос­но­ва – ан­ге­ми­он­ная пен­та­то­ни­ка. Ха­рак­тер­но пе­ние «от­кры­тым зву­ком» в вы­со­ком ре­ги­ст­ре. Пес­ни «ста­ро­го» слоя: дет­ские иг­ро­вые; об­ря­до­вые – зим­ние по­здра­ви­тель­ные (близ­ки ко­ляд­кам), час­тич­но – сва­деб­ные; по­хо­рон­ные пла­чи (ис­пол­ня­ют­ся взрос­лы­ми жен­щи­на­ми; зву­ко­ря­ды не ог­ра­ни­чи­ва­ют­ся пен­та­то­ни­кой); час­тич­но – нар. гим­ны на ду­хов­ные тек­сты. Б. ч. ин­ст­ру­мен­таль­ных наи­гры­шей име­ет пе­сен­ное про­ис­хо­ж­де­ние. По­дав­ляю­щее боль­шин­ст­во пе­сен В. от­но­сит­ся к «но­во­му» слою (ис­то­ри­че­ские, раз­бой­ни­чьи, сол­дат­ские, пат­рио­ти­че­ские, ли­ри­че­ские, за­столь­ные и др., с 19 в.  ви­раг, или «ис­кус­ст­вен­ные» пес­ни в нар. ду­хе), от­ли­чит. чер­ты ко­то­ро­го – ме­ло­дич. по­втор­ность (час­тый при­ём – транс­по­зи­ция пе­сен­ной стро­ки на квин­ту вверх), ха­рак­тер­ная рит­мич. фи­гу­ра –, пен­та­то­ни­ка со­сед­ст­ву­ет с ма­жор­но-ми­нор­ной то­наль­но­стью. Ин­ст­ру­мен­таль­ная му­зы­ка «но­во­го» слоя – гл. обр. тан­це­валь­ная, ис­пы­та­ла влия­ние скри­па­чей-цы­ган, во мно­гом свя­за­на со сти­лем вер­бун­кош. По­пу­ляр­ный та­нец – чар­даш. Ха­рак­тер­ные для В. муз. ин­ст­ру­мен­ты: скрип­ка, цим­ба­лы, цит­ра, ко­лёс­ная ли­ра; сре­ди аэ­ро­фо­нов – пас­ту­шья про­доль­ная флей­та «фу­руйя», во­лын­ка, тру­ба «та­ро­га­то»; идио­фо­ны (кси­ло­фон, ко­ло­туш­ки, тре­щот­ки), мем­бра­но­фо­ны (ба­ра­бан, фрик­ци­он­ный ба­ра­бан, бу­бен). Рас­про­стра­не­ны ан­самб­ли: «цы­ган­ские» (в со­ста­ве – скрип­ка, цим­ба­лы, струн­ный бас), мед­ные ду­хо­вые. Венгерский фольк­лор ока­зал силь­ней­шее влия­ние на профессиональную му­зы­ку.

Лит.: Talasi I. Die materielle Kultur des un­garischen Volkes in Europa // Europa et Hun­garia. Bdpst, 1965; Dienes I. A honfoglaló ma­gyarok. Buc., 1972; Kósa L., Filip A. A ma­gyar né p táji-történeti tagolodása. Bdpst, 1978; Magyar néprajzi lexikon. Bdpst, 1979–1982. Kötetben 1–5; Kővágó L. Nemzetiségek a mai Magyarországon. Bdpst, 1981; Ács Z. Nemze­tiségek a történelmi Magyarországon. Bdpst, 1984; Hanák P. Ungarn in der Donaumo­nar­chie. W., 1984; Hungarians and their neighbo­urs in modern times, 1867–1950 / Ed. E. Glatz. Boulder; N. Y., 1995; Шу­ша­рин В. П. Ран­ний этап эт­ни­че­ской ис­то­рии венг­ров. М., 1997.

  • ВЕ́НГРЫ народ финно-угорской группы, осн. население Венгрии (2006)
Вернуться к началу