ВЕРТЕ́П
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВЕРТЕ́П (старославянское врътъпъ – пещера, сад), разновидность кукольного театра у ряда слав. народов Вост. Европы. Представление разыгрывается в спец. ящике – «вертепе» при помощи стержневых кукол. С 16–17 вв. известен в Польше (шопка, яселка), на Украине (В., бетлегем – от «Вифлеем»; шопка, раёк), в 18–19 вв. распространился в Белоруссии (батлейка, яселка) и России. На Украине традиция существовала в нескольких локальных вариантах, в России – в зап.-русском и сибирском. Представления, осн. сюжеты которых связаны с Рождеством Христовым, разыгрывались на рождественские Святки, но иногда продолжались до Великого поста, бывали также на осенних ярмарках (напр., на Нижегородской). Истоки В. – средневековые зап.-европ. рождественские мистерии, устная драма о царе Ироде, а также символич. изображения рождественской пещеры с помощью неподвижных кукол (с 9 в. известны в Италии, с 14 в. – в Польше).
Переносной театр-ящик сооружали по образу дома, храма или католич. складного алтаря; наряду с бутафорией (имитация иконостаса в росписи задника, трон царя Ирода, кукольная колокольня и др.) в В. иногда устанавливались иконы. Вертепный ящик был, как правило, двухъярусным. Верхний ярус ассоциировался с небом, востоком, раем, миром праведных, в котором живут Св. семейство, ангелы, пророки и где пастухи и волхвы поклоняются младенцу Христу; в нижнем ярусе, символизирующем земной мир, обитают мн. персонажи: казак и шинкарка, цыган и цыганка, солдат, генерал, скоморох, мельник и др.
Устойчивая черта вертепного представления – деление действия на религ. часть, происходящую в верхнем ярусе В., и комедийную – в нижнем (типична сцена суда над нечестивцем, напр. Иродом, которого смерть и чёрт уводят в ад). 1-я часть сопровождалась обычно пением 3-голосных кантов на тексты известных духовных стихов (напр., «Перестань рыдати, печальная Мати», «О Ироде преокаянный», «Слава буди в Вышних Богу», «Шедше трие цари ко Христу со дари»), рождественских колядок, устами Ангела пелся рождественский тропарь. Во 2-й части исполнялись разл. нар. песни и танцы в сопровождении инструментального ансамбля, в который входили (в разных сочетаниях) скрипка, сопилка (флейта), бубен, барабан, бандура. В 19 в. в укр. В. иногда участвовали небольшие оркестры; если представление вели 1–2 вертепника, то пел солист с бандурой. Первые достоверные записи текстов вост.-слав. вертепных драм относятся к кон. 18 – нач. 19 вв.; муз. материал В. начали записывать в 19 в., наиболее подробная запись опубликована в 1929 Е. Марковским.
На Украине и в России существовал также «живой вертеп», в котором спектакль разыгрывался не куклами, а людьми, причём строго соблюдался запрет на изображение артистами Христа и Богоматери (в качестве действующего лица выставлялась икона). В Закарпатье действие происходило вокруг ящика-«бетлегема» с неподвижными куклами.
С нач. 1990-х гг. делаются попытки оживления традиции, прерванной в нач. 20 в. На Святки проходят фестивали вертепных театров в Москве (с 1992, «Рождественские семейные вечера»), Коломне (с 2001), Владимире (с 2002), Луцке (Украина, с 1998). «Живой вертеп» возрождает ансамбль «Сирин».