Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВЕРТЕ́П

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 5. Москва, 2006, стр. 184-185

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ВЕРТЕ́П (ста­ро­сла­вян­ское врътъпъ – пе­ще­ра, сад), раз­но­вид­ность ку­коль­но­го те­ат­ра у ря­да слав. на­ро­дов Вост. Ев­ропы. Пред­став­ле­ние ра­зыг­ры­ва­ет­ся в спец. ящи­ке – «вер­те­пе» при по­мо­щи стерж­не­вых ку­кол. С 16–17 вв. из­вес­тен в Поль­ше (шоп­ка, ясел­ка), на Ук­раи­не (В., бет­ле­гем – от «Виф­ле­ем»; шоп­ка, ра­ёк), в 18–19 вв. рас­про­стра­нил­ся в Бе­ло­рус­сии (бат­лей­ка, ясел­ка) и Рос­сии. На Ук­раи­не тра­ди­ция су­ще­ст­во­ва­ла в не­сколь­ких ло­каль­ных ва­ри­ан­тах, в Рос­сии – в зап.-рус­ском и си­бир­ском. Пред­став­ле­ния, осн. сю­же­ты ко­то­рых свя­за­ны с Ро­ж­де­ст­вом Хри­сто­вым, ра­зыг­ры­ва­лись на ро­ж­де­ст­вен­ские Свят­ки, но ино­гда про­дол­жа­лись до Ве­ли­ко­го по­ста, бы­ва­ли так­же на осен­них яр­мар­ках (напр., на Ни­же­го­род­ской). Ис­то­ки В. – сред­не­ве­ко­вые зап.-ев­роп. ро­ж­де­ст­вен­ские мис­те­рии, уст­ная дра­ма о ца­ре Иро­де, а так­же сим­во­лич. изо­бра­же­ния ро­ж­де­ст­вен­ской пе­ще­ры с по­мо­щью не­под­виж­ных ку­кол (с 9 в. из­вест­ны в Ита­лии, с 14 в. – в Поль­ше).

Вертеп.

Пе­ре­нос­ной те­атр-ящик со­ору­жа­ли по об­ра­зу до­ма, хра­ма или ка­то­лич. склад­но­го ал­та­ря; на­ря­ду с бу­та­фо­ри­ей (ими­та­ция ико­но­ста­са в рос­пи­си зад­ни­ка, трон ца­ря Иро­да, ку­коль­ная ко­ло­коль­ня и др.) в В. ино­гда ус­та­нав­ли­ва­лись ико­ны. Вер­теп­ный ящик был, как пра­ви­ло, двухъ­я­рус­ным. Верх­ний ярус ас­со­ции­ро­вал­ся с не­бом, вос­то­ком, ра­ем, ми­ром пра­вед­ных, в ко­то­ром жи­вут Св. се­мей­ст­во, ан­ге­лы, про­ро­ки и где пас­ту­хи и вол­хвы по­кло­ня­ют­ся мла­ден­цу Хри­сту; в ниж­нем яру­се, сим­во­ли­зи­рую­щем зем­ной мир, оби­та­ют мн. пер­со­на­жи: ка­зак и шин­кар­ка, цы­ган и цы­ган­ка, сол­дат, ге­не­рал, ско­мо­рох, мель­ник и др.

Ус­той­чи­вая чер­та вер­теп­но­го пред­став­ле­ния – де­ле­ние дей­ст­вия на ре­лиг. часть, про­ис­хо­дя­щую в верх­нем яру­се В., и ко­ме­дий­ную – в ниж­нем (ти­пич­на сце­на су­да над не­чес­тив­цем, напр. Иро­дом, ко­то­ро­го смерть и чёрт уво­дят в ад). 1-я часть со­про­во­ж­да­лась обыч­но пе­ни­ем 3-го­лос­ных кан­тов на тек­сты из­вест­ных ду­хов­ных сти­хов (напр., «Пе­ре­стань ры­да­ти, пе­чаль­ная Ма­ти», «О Иро­де пре­ока­ян­ный», «Сла­ва бу­ди в Выш­них Бо­гу», «Шед­ше трие ца­ри ко Хри­сту со да­ри»), ро­ж­де­ст­вен­ских ко­ля­док, ус­та­ми Ан­ге­ла пел­ся ро­ж­де­ст­вен­ский тро­парь. Во 2-й час­ти ис­пол­ня­лись разл. нар. пес­ни и тан­цы в со­про­во­ж­де­нии ин­ст­ру­мен­таль­но­го ан­самб­ля, в ко­то­рый вхо­ди­ли (в раз­ных со­че­та­ни­ях) скрип­ка, со­пил­ка (флей­та), бу­бен, ба­ра­бан, бан­ду­ра. В 19 в. в укр. В. ино­гда уча­ст­во­ва­ли не­боль­шие ор­ке­ст­ры; ес­ли пред­став­ле­ние ве­ли 1–2 вер­теп­ни­ка, то пел со­лист с бан­ду­рой. Пер­вые дос­то­вер­ные за­пи­си тек­стов вост.-слав. вер­теп­ных драм от­но­сят­ся к кон. 18 – нач. 19 вв.; муз. ма­те­ри­ал В. на­ча­ли за­пи­сы­вать в 19 в., наи­бо­лее под­роб­ная за­пись опуб­ли­ко­ва­на в 1929 Е. Мар­ков­ским.

На Ук­раи­не и в Рос­сии су­ще­ст­во­вал так­же «жи­вой вер­теп», в ко­то­ром спек­такль ра­зыг­ры­вал­ся не кук­ла­ми, а людь­ми, при­чём стро­го со­блю­дал­ся за­прет на изо­бра­же­ние ар­ти­ста­ми Хри­ста и Бо­го­ма­те­ри (в ка­че­ст­ве дей­ст­вую­ще­го ли­ца вы­став­ля­лась ико­на). В За­кар­па­тье дей­ст­вие про­ис­хо­ди­ло во­круг ящи­ка-«бет­ле­ге­ма» с не­под­виж­ны­ми кук­ла­ми.

С нач. 1990-х гг. де­ла­ют­ся по­пыт­ки ожив­ле­ния тра­ди­ции, пре­рван­ной в нач. 20 в. На Свят­ки про­хо­дят фес­ти­ва­ли вер­теп­ных те­ат­ров в Мо­ск­ве (с 1992, «Ро­ж­де­ст­вен­ские се­мей­ные ве­че­ра»), Ко­лом­не (с 2001), Вла­ди­ми­ре (с 2002), Луц­ке (Ук­раи­на, с 1998). «Жи­вой вер­теп» воз­ро­ж­да­ет ан­самбль «Си­рин».

Лит.: Мар­ковсь­кий Е. Украïнський вер­теп. Киïв, 1929; Гу­сев В. Е. Взаи­мо­связь рус­ской вер­теп­ной дра­мы с бе­ло­рус­ской и ук­ра­ин­ской // Сла­вян­ский фольк­лор. М., 1972; Ар­хи­мо­вич Л. Б. Ста­рин­ный му­зы­каль­ный те­атр Ук­раи­ны // Но­вые чер­ты в рус­ской ли­те­ра­ту­ре и ис­кус­ст­ве XVII – на­ча­ла XVIII в. М., 1976; Фрей­ден­берг О. М. Се­ман­ти­ка ар­хи­тек­ту­ры вер­теп­но­го те­ат­ра // Де­ко­ра­тив­ное ис­кус­ст­во СССР. 1978. № 2; Не­кры­ло­ва А. Ф. Рус­ские на­род­ные го­род­ские празд­ни­ки, уве­се­ле­ния и зре­ли­ща кон­ца XVIII – на­ча­ла XIX в. 2-е изд. М., 1988; Рус­ский фольк­лор­ный те­атр. М., 1988; На­род­ный те­атр. М., 1991; Да­ви­до­ва М. Г. Вер­теп­ный те­атр в рус­ской тра­ди­ци­он­ной куль­ту­ре // Тра­ди­ци­он­ная куль­ту­ра. М., 2002. № 1.

Вернуться к началу