КШЕСИ́НСКАЯ МАТИЛЬДА ФЕЛИКСОВНА
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КШЕСИ́НСКАЯ (наст. фам. Кржесинская) Матильда (Мария) Феликсовна [19(31).8.1872, Лигово, близ С.-Петербурга – 6.12.1971, Париж], рос. артистка балета, педагог, засл. арт. Имп. театров (1904). Из семьи артистов балета. По окончании С.-Петерб. театрального уч-ща (педагоги Л. И. Иванов, Е. О. Вазем, Х. П. Иогансон) в 1890–1917 в Мариинском театре. Соперничая с итал. гастролёршами-виртуозками, исполнявшими все гл. партии, одной из первых рус. балерин начала брать частные уроки у Э. Чеккетти, в результате чего её танец обрёл технич. свободу, законченность и точность формы (первой из рус. танцовщиц исполнила 32 фуэте). Первая ведущая партия – Мариетта-Драгиниацца («Калькабрино» Л. Ф. Минкуса; 1891). В 1893 с большим успехом выступила в партии Авроры («Спящая красавица» П. И. Чайковского), став со временем одной из лучших исполнительниц балетов М. И. Петипа (Пахита – «Пахита» Э. Дельдевеза и Минкуса, Аспиччия – «Дочь фараона» и Эсмеральда – «Эсмеральда» Ч. Пуньи, Одетта-Одиллия – «Лебединое озеро» Чайковского, Никия – «Баядерка» Минкуса и др.). Отличит. черты творчества К. – бравурные танцевальные пассажи, кокетливая горделивость поз, царственная стать и темперамент. Впервые в России получила титул балерины «assoluta» («безусловно первая», 1895). В нач. 20 в. вытеснила с петерб. сцены иностр. гастролёрш. Пользуясь покровительством царской семьи, влияла на формирование репертуара и фактически обладала монополией на любимые роли. В 1904 «по домашним обстоятельствам» покинула Мариинский театр, но вскоре вернулась в труппу на положение гастролёрши по контракту. Яркая представительница рус. балетного академизма, К. тем не менее поддерживала новации М. М. Фокина. Первая исполнительница гл. партий в его постановках «Эвника» А. В. Щербачёва, «Бабочки» на муз. Р. Шумана, «Эрос» на муз. Чайковского. В 1895–1909 с успехом танцевала в Монте-Карло, Варшаве, Вене, Париже. В 1911–12 в антрепризе С. П. Дягилева. В 1920 эмигрировала во Францию. В 1921 вышла замуж за вел. кн. А. В. Романова, получив титул светлейшей кн. Романовской-Красинской. В 1929 открыла балетную студию в Париже. Среди её учениц – И. Шовире, М. Фонтейн. Последний раз танцевала перед публикой в Лондоне в 1936. Творчеству К. посвящён т/ф «Фантазия на тему» (1993, реж. Е. В. Попова).