Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВА́ЛЬБЕРХ ИВАН ИВАНОВИЧ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 4. Москва, 2006, стр. 549

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. Я. Суриц
И. И. Вальберх. Миниатюра работы неизвестного художника.

ВА́ЛЬБЕРХ Иван Ива­но­вич [3(14).7.1766, Мо­ск­ва – 14(26).7.1819, С.-Пе­тер­бург], рос. ар­тист ба­ле­та, хо­рео­граф, пе­да­гог. Пер­вый отеч. хо­рео­граф. В 1786 окон­чил Пе­терб. те­ат­раль­ную шко­лу (пе­да­го­ги Д. М. Г. Анд­жо­ли­ни и Дж. Кан­циа­ни) и был при­нят в ба­лет­ную труп­пу имп. те­ат­ров, где на­чал вы­сту­пать ещё в го­ды учё­бы («Ацис и Га­ла­тея» Й. Стар­це­ра и др.). Ис­пол­нял пар­тии в по­ста­нов­ках Ш. Ле Пи­ка, тре­бо­вав­ших от­то­чен­ной тан­це­валь­ной тех­ни­ки и пан­то­мим­ной иг­ры: «Де­зер­тир, или Жен­щи­на-ге­рои­ня» на муз. П. Мон­си­ньи, «Ме­дея и Язон» Ж. Ж. Ро­доль­фа, «Ари­ан­на, по­ки­ну­тая Те­зе­ем на ост­ро­ве На­ксо­се» В. Мар­ти­на-и-Со­ле­ра и др. Пер­вая по­ста­нов­ка – «Сча­ст­ли­вое рас­ка­я­нье» (1795, ком­по­зи­тор не­изв.). Вид­ней­ший пред­ста­ви­тель сен­ти­мен­та­лиз­ма в рус. ба­летном иск-ве, В. по­ста­вил ок. 40 ба­ле­тов, в ос­но­ве мно­гих – ис­то­рич. сю­же­ты или нра­во­учит. эпи­зо­ды («Блан­ка, или Брак из от­мще­ния» А. Н. Ти­то­ва, 1803; «Граф Кас­тел­ли, или Пре­ступ­ный брат» на сбор­ную муз., 1804; «Кла­ра, или Обра­ще­ние к доб­ро­де­те­ли» на муз. Й. Вейг­ля, 1806), а так­же ми­фо­ло­ги­че­ские («Ама­зон­ки, или Раз­ру­ше­ние вол­шеб­но­го зам­ка» на сбор­ную муз., 1815) и ска­зоч­ные сю­же­ты («Ра­уль Си­няя Бо­ро­да, или Опас­ность лю­бо­пыт­ст­ва» на муз. А. Грет­ри и К. А. Ка­во­са, 1807). Один из луч­ших ба­ле­тов В. – «Но­вый Вер­тер» С. Н. Ти­то­ва (1799). Во­зоб­но­вил 10 ба­ле­тов др. ба­лет­мей­сте­ров. Ста­вил так­же тан­цы в дра­ма­тич. и опер­ных спек­так­лях, в го­ды Отеч. вой­ны 1812 – пат­рио­тич. ди­вер­тис­мен­ты: «Но­вая ге­рои­ня, или Жен­щи­на-ка­зак» на сбор­ную муз. (1810), «Рус­ские в Гер­ма­нии, или След­ст­вие люб­ви к Оте­че­ст­ву» на муз. А. Па­ри­са (1813) и др. К кон­цу жиз­ни стал со­труд­ни­ком и по­мощ­ни­ком Ш. Дид­ло. С 1794 пре­по­да­вал в Пе­терб. те­ат­раль­ной шко­ле. В чис­ле уче­ни­ков – Е. И. Ко­ло­со­ва, А. П. Глуш­ков­ский. Пе­ре­во­дчик франц. пьес.

Соч.: Из ар­хи­ва ба­лет­мей­сте­ра. Днев­ни­ки. Пе­ре­пис­ка. Сце­на­рии. М.; Л., 1948.

Вернуться к началу