РАТМА́НСКИЙ АЛЕКСЕЙ ОСИПОВИЧ
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
РАТМА́НСКИЙ Алексей Осипович (р. 27.8.1968, Ленинград), рос. и укр. артист балета, хореограф, засл. арт. Республики Украина (1993). В 1986 окончил МХУ (педагог П. А. Пестов). В 1987–92 учился на балетмейстерском ф-те ГИТИСа (педагог Д. А. Брянцев). В 1986–92 и 1995–97 солист Киевского театра оперы и балета (ныне Нац. опера Украины), в 1997–2004 – Дат. королевского балета. В гл. партиях балетов наследия («Жизель» А. Адана, «Лебединое озеро» П. И. Чайковского, «Сильфида» Х. Лёвеншелля, и др.) Р. выделяло умение наполнить неизменную академич. форму новым содержанием. Редкая худож. интуиция, способность проникнуть в суть разл. стилей сделала его чутким интерпретатором хореографии А. Бурнонвиля, Дж. Баланчина, Ф. Аштона, М. Бежара, Дж. Роббинса, Дж. Ноймайера, К. Макмиллана, М. Эка и др. Как постановщик дебютировал в 1987. Продолжает неоклассич. традицию. Его отличают глубокое знание балета 19–21 вв., мировой музыки, изобразит. иск-ва, лит-ры, умение играть парадоксами, чувство юмора. В 2004–09 худ. рук. балета моск. Большого театра, где поставил «Светлый ручей» (2003) и «Болт» (2005) Д. Д. Шостаковича, «Леа» на музыку Л. Бернстайна (2004), «Игру в карты» на музыку И. Ф. Стравинского (2005), «Корсар» Адана (2007, совм. с Ю. П. Бурлакой), «Пламя Парижа» Б. В. Асафьева (2008), «Утраченные иллюзии» Л. А. Десятникова (2011). С 2009 артист-резидент «Американ балле тиэтр». Среди постановок: «На Днепре» С. С. Прокофьева (2009), «Щелкунчик» Чайковского (2010); балеты на музыку: А. Скарлатти – «Семь сонат» (2009); Стравинского – «Думбартон» (2011); Шостаковича – «Девятая симфония» (2012), «Струнный квартет» и «Первый фортепианный концерт» (оба 2013); Я. Сибелиуса – «Буря» (2013). Один из самых востребованных хореографов нач. 21 в., сотрудничает с ведущими труппами мира. Среди лучших балетов: одноактные на музыку Стравинского – «Каприччио» (1997), «Жар-птица» (2002); Ф. Куперена – «Прелести маньеризма» (1997); «Сны о Японии» (сборная музыка, 1998); Ю. Ханона – «Средний дуэт», А. Н. Скрябина – «Поэма экстаза» (оба 1998); П. Хиндемита – «Сон Турандот» (2000); Десятникова – «Русские сезоны» (2006), «Вываливающиеся старухи» (2007), «Opera» (2013); Шостаковича – «Concerto DSCH» (2008); М. Мошковского – «Из чужих стран» (2013); многоактные: «Золушка» (2002; 2013 – новая редакция) и «Ромео и Джульетта» (2011) Прокофьева, «Анна Каренина» (2004) и «Конёк-Горбунок» (2009) Р. К. Щедрина, «Дон Кихот» Л. Минкуса (2010), «Пахита» Э. Дельдевеза и Минкуса (2014). Специально для Д. В. Вишнёвой поставил балет «Лунный Пьеро» на музыку А. Шёнберга (2008), для М. Н. Барышникова – «Вальс-фантазию» на музыку М. И. Глинки (2009). 1-я пр. и Пр. Вацлава Нижинского Независимого междунар. конкурса молодых артистов балета им. С. П. Дягилева в Москве (1992), 2-я пр. Междунар. конкурса артистов балета и хореографов им. С. Лифаря в Киеве в номинации «хореографы» (1994).