Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДЕ́ТСКАЯ МУ́ЗЫКА

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 8. Москва, 2007, стр. 597

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Ю. Е. Семёнов
Б. Барток. Сборник детских песен. Обложка. Художник А. Рейх. Будапешт, 1964.

ДЕ́ТСКАЯ МУ́ЗЫКА, му­зы­ка, пред­на­зна­чен­ная для ис­пол­не­ния деть­ми и под­ро­ст­ка­ми или ис­пол­няе­мая взрос­лы­ми для де­тей. Её луч­шие про­из­ве­де­ния от­ли­ча­ют­ся ху­дож. яс­но­стью, про­сто­той форм и тех­нич. дос­туп­но­стью, ла­ко­низ­мом, учи­ты­ва­ют воз­мож­но­сти дет­ско­го вос­при­ятия («Аль­бом для юно­ше­ст­ва» Р. Шу­ма­на; в рус. му­зы­ке – «Дет­ский аль­бом» и пес­ни П. И. Чай­ков­ско­го, фп. пье­сы А. Т. Гре­ча­ни­но­ва). В 19–20 вв. соз­да­ва­лись так­же про­из­ве­де­ния, рас­счи­тан­ные на вос­при­ятие как взрос­лы­ми, так и деть­ми, напр. ба­ле­ты «Спя­щая кра­са­ви­ца», «Щел­кун­чик» Чай­ков­ско­го, «Зо­луш­ка» С. С. Про­кофь­е­ва, опе­ра «Сказ­ка о ца­ре Сал­та­не» Н. А. Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва. От Д. м. сле­ду­ет от­ли­чать муз. про­из­ве­де­ния, по­свя­щён­ные те­ме дет­ст­ва, но пред­на­зна­чен­ные для ис­пол­не­ния и слу­ша­ния взрос­лы­ми (напр., цик­лы «Дет­ские сце­ны» Шу­ма­на для фп., «Иг­ры де­тей» Ж. Би­зе для 2 фп., «Дет­ская» М. П. Му­сорг­ско­го для го­ло­са с фп.). Вне Д. м. час­то ис­поль­зу­ют­ся дет­ские го­ло­са, напр. при ис­пол­не­нии цер­ков­ных со­чи­не­ний, а так­же опер, не рас­счи­тан­ных на дет­ское вос­при­ятие («Кар­мен» Би­зе, «Бо­рис Го­ду­нов» Му­сорг­ско­го, «Пи­ко­вая да­ма» Чай­ков­ско­го, «Воц­цек» А. Бер­га).

Фото В. А. Косарева Детская хоровая студия.

Не­смот­ря на по­все­ме­ст­ное бы­то­ва­ние дет­ско­го муз. фольк­ло­ра (пес­ни, при­ба­ут­ки, ско­ро­го­вор­ки), муз. пе­да­го­ги­ка до кон. 18 в. не про­во­ди­ла раз­ли­чия ме­ж­ду му­зы­кой для де­тей и му­зы­кой для взрос­лых и ог­ра­ни­чи­ва­ла соб­ст­вен­но Д. м. не­слож­ны­ми ин­ст­рук­тив­ны­ми со­чи­не­ния­ми (И. С. Бах, И. Ку­нау, Д. Скар­лат­ти). Сре­ди не­мно­гих ис­клю­че­ний – «Дет­ская сим­фо­ния» австр. комп. Э. Ан­ге­ре­ра (1740–94), дол­гое вре­мя при­пи­сы­вав­шая­ся Й. Гайд­ну. Со вре­ме­нем му­зы­ка, пред­на­зна­чен­ная для ис­пол­не­ния деть­ми, ста­ла осо­бой об­ла­стью ком­по­зи­тор­ско­го твор­че­ст­ва, вклю­чаю­щей круп­ные муз.-дра­ма­тич. про­из­ве­де­ния, хо­ры, кан­та­ты, кон­цер­ты для ин­ст­ру­мен­тов с ор­ке­ст­ром, со­на­ты и пье­сы, пес­ни. К ней от­но­сит­ся ряд опер А. Т. Гре­ча­ни­но­ва, Н. В. Лы­сен­ко, Ц. А. Кюи, В. И. Ре­би­ко­ва; за ру­бе­жом – П. Хин­де­ми­та («Мы стро­им го­род», 1930), Б. Брит­те­на («Ма­лень­кий тру­бо­чист, или Да­вай­те ста­вить опе­ру», 1949; «Но­ев ков­чег», 1958) и др. ком­по­зи­то­ров; в СССР – опе­ры С. П. Ба­не­ви­ча, Р. Г. Бой­ко, Ю. Л. Вейс­берг, В. П. Гер­чик, М. И. Кра­се­ва, А. Н. Хол­ми­но­ва; ба­ле­ты Л. А. По­ло­вин­ки­на, Д. Л. Кле­ба­но­ва, В. Г. Ага­фон­ни­ко­ва. Сре­ди ав­то­ров ин­ст­ру­мен­таль­ных пьес, во­шед­ших в пе­да­го­гич. ре­пер­ту­ар, – Б. Бар­ток (фп. цикл «Мик­ро­кос­мос»), И. Ф. Стра­вин­ский, С. С. Про­кофь­ев («Дет­ская му­зы­ка» для фп.), А. Ф. Ге­ди­ке, С. М. Май­ка­пар, Д. Б. Ка­ба­лев­ский, Г. В. Сви­ри­дов, Р. К. Щед­рин. Для юно­ше­ст­ва на­пи­са­ны 2-й фп. кон­церт Д. Д. Шос­та­ко­ви­ча, фор­те­пи­ан­ный, скри­пич­ный и 1-й вио­лон­чель­ный кон­цер­ты Ка­ба­лев­ско­го. К соз­да­нию дет­ских пе­сен об­ра­ща­лись мн. сов. ком­по­зи­то­ры, в т. ч. М. В. Иор­дан­ский, Ка­ба­лев­ский, З. А. Ле­ви­на, А. И. Ост­ров­ский, Е. Н. Ти­ли­чее­ва, Ю. М. Чич­ков, В. Я. Ша­ин­ский. Сре­ди дет­ских хо­ров и кан­тат – про­из­ве­де­ния Л. В. Дыч­ко, Ка­ба­лев­ско­го, Т. И. Кор­га­но­ва, В. И. Му­ра­де­ли, A. Н. Пах­му­то­вой, Е. И. Под­гай­ца, Т. А. По­па­тен­ко, В. И. Ру­би­на, за ру­бе­жом – З. Ко­дая и др. Спец. курс «Orff-Schulwerk. Musik für Kinder» (в 5 то­мах) раз­ра­бо­тал в ФРГ К. Орф совм. с Г. Кет­ман.

В кон. 19 – 20 вв. по­лу­чи­ли рас­про­стра­не­ние так­же про­из­ве­де­ния, ис­пол­няе­мые в осн. взрос­лы­ми, но рас­счи­тан­ные на дет­ское вос­при­ятие. Сре­ди них: опе­ра «Ген­зель и Гре­тель» Э. Хум­пер­дин­ка, ба­лет «Ящик с иг­руш­ка­ми» и фп. цикл «Дет­ский уго­лок» К. Де­бюс­си, опе­ра «Ди­тя и вол­шеб­ст­во» и сюи­та «Ма­туш­ка Гу­сы­ня» М. Ра­ве­ля, «Ва­риа­ции и фу­га на те­му Пёр­сел­ла» («Пу­те­во­ди­тель по ор­ке­ст­ру») Б. Брит­те­на; в СССР– опе­ры А. Н. Алек­сан­д­ро­ва, Д. Б. Ка­ба­лев­ско­го, К. А. Кац­ман, И. В. Мо­ро­зо­ва, Е. И. Под­гай­ца, Л. А. По­ло­вин­ки­на, М. Р. Ра­ух­вер­ге­ра, А. Э. Спа­да­век­киа, К. С. Ха­ча­ту­ря­на (так­же ав­тор дет­ских ба­ле­тов), Т. Н. Хрен­ни­ко­ва, ба­ле­ты Е. П. Кры­ла­то­ва, B. А. Оран­ско­го, М. Р. Ра­ух­вер­ге­ра, М. И. Чу­ла­ки, Р. К. Щед­ри­на, опе­рет­ты Р. Г. Бой­ко, С. С. Ту­ли­ко­ва, В. С. Даш­ке­ви­ча; сре­ди ор­ке­ст­ро­вых про­из­ве­де­ний – сим­фо­нич. сказ­ка «Пе­тя и волк» С. С. Про­кофь­е­ва, со­че­таю­щая му­зы­ку и чте­ние, его же сюи­та «Зим­ний кос­тёр» для чте­цов, хо­ра и сим­фо­нич. ор­ке­ст­ра, три­ло­гия сим­фо­ний Т. А. Чу­до­вой. И. О. Ду­на­ев­ский, Б. А. Чай­ков­ский, Г. И. Глад­ков – ав­то­ры му­зы­ки к дет­ским дра­ма­тич. пье­сам и ки­но­филь­мам.

Дет­ская труп­па вы­сту­па­ет в Моск. ка­мер­ном муз. те­ат­ре, дет­ский хор – в Боль­шом те­ат­ре. Муз. спек­так­ли для де­тей и юно­ше­ст­ва ста­вят Дет­ский муз. те­атр и Рос. мо­ло­дёж­ный те­атр (РАМТ) в Мо­ск­ве.

Лит.: Асафь­ев Б. Рус­ская му­зы­ка о де­тях и для де­тей // Асафь­ев Б. Избр. тру­ды. М., 1955. Т. 4; Рзан­ки­на Т. Ком­по­зи­то­ры – де­тям. Л., 1962; Голь­ден­штейн М. Л. Очер­ки из ис­то­рии пио­нер­ской пес­ни. Л., 1963; Блок В. М. Му­зы­ка Про­кофь­е­ва для де­тей. М., 1969; Со­снов­ская О. И. Со­вет­ские ком­по­зи­то­ры де­тям. М., 1970; Вик­то­ров В. Н. Сац и Дет­ский му­зы­каль­ный те­атр. М., 1993; Mu­sik und Kind / Hrsg. G. von Kleinen. Laaber, 2003; Schmidt M. Komponierte Kindheit. Laaber, 2004 (Spektrum der Musik. Bd 7).

Вернуться к началу