Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ХРЕ́ННИКОВ ТИХОН НИКОЛАЕВИЧ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 188

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ХРЕ́ННИКОВ Ти­хон Ни­ко­лае­вич [28.5 (10.6).1913, Елец – 14.8.2007, Мо­ск­ва], рос. ком­по­зи­тор, об­ществ. дея­тель, нар. арт. СССР (1963), Ге­рой Соц. Тру­да (1973). В 1932 окон­чил Муз. уч-ще им. Гне­си­ных, где учил­ся ком­по­зи­ции у М. Ф. Гне­си­на, в 1936 – Моск. конс. по клас­су ком­по­зи­ции В. Я. Ше­ба­ли­на и клас­су фп. Г. Г. Ней­гау­за. В го­ды учё­бы и в даль­ней­шем со­труд­ни­чал как ком­по­зи­тор с те­ат­ра­ми (в т. ч. с 1933 – с Моск. те­ат­ром для де­тей под рук. Н. И. Сац) и на ра­дио. Вы­сту­пал как пиа­нист – ис­полни­тель сво­их про­из­ве­де­ний в СССР и за ру­бе­жом. Св. 40 лет воз­глав­лял СК СССР: с 1948 ге­не­раль­ный сек­ре­тарь, с 1957 1-й сек­ре­тарь прав­ле­ния, в 1990–91 пред­се­да­тель. Пре­зи­дент Муз. сек­ции Все­со­юз­но­го об-ва куль­тур­ных свя­зей с за­гра­ни­цей (с 1949), Ас­со­циа­ции муз. дея­те­лей Сою­за сов. об­ществ друж­бы с за­ру­беж­ны­ми стра­на­ми (с 1975). С 1961 пре­по­да­вал ком­по­зи­цию в Моск. конс. (проф. с 1966), сре­ди уче­ни­ков – В. А. Ов­чин­ни­ков, А. В. Чай­ков­ский, Т. А. Чу­до­ва. В 1978–2002 воз­глав­лял орг­ко­ми­тет Ме­ж­ду­на­род­но­го кон­кур­са му­зы­кан­тов-ис­пол­ни­те­лей име­ни П. И. Чай­ков­ско­го, в 1981 и 1984 – орг­ко­ми­тет Моск. ме­ж­ду­нар. муз. фес­ти­ва­ля.

Глав­ные сфе­ры твор­че­ст­ва Х. – со­чи­не­ния для муз. те­ат­ра и сим­фо­нич. ор­ке­ст­ра. Муз. стиль опи­ра­ет­ся на ро­ман­тич. вы­ра­зи­тель­ные сред­ст­ва и пе­сен­ный те­ма­тизм. В ран­них со­чи­не­ни­ях (Кон­церт для фп. с ор­ке­ст­ром, 1933, 1-я сим­фо­ния, 1935) ощу­ти­мо влия­ние П. Хин­де­ми­та, С. С. Про­кофь­е­ва и Д. Д. Шос­та­ко­ви­ча. 1-я сим­фо­ния по­лу­чи­ла из­вест­ность за ру­бе­жом: во­шла в ре­пер­ту­ар ди­ри­жё­ров Л. Сто­ков­ско­го и Ю. Ор­ман­ди. Сре­ди со­чи­не­ний для муз. те­ат­ра – пер­вые зна­чит. сов. опе­ры на ре­во­люц. те­ма­ти­ку (в со­труд­ни­че­ст­ве с либ­рет­ти­стом А. М. Фай­ко): «В бу­рю» (Моск. муз. те­атр им. К. С. Ста­ни­слав­ско­го и Вл. И. Не­ми­ро­ви­ча-Дан­чен­ко, 1939) и «Мать» (по од­но­им. по­вес­ти М. Горь­ко­го; моск. Боль­шой те­атр, 1957). В опе­ре «В бу­рю» впер­вые на опер­ной сце­не по­явил­ся об­раз В. И. Ле­ни­на. Др. сце­нич. про­из­ве­де­ния: ко­мич. опе­ры (все­го 5), сре­ди них – «Фрол Ско­бе­ев» (либр. С. Це­ни­на; Моск. муз. те­атр им. К. С. Ста­ни­слав­ско­го и Вл. И. Не­ми­ро­ви­ча-Дан­чен­ко, 1950), «Мно­го шу­ма из-за… сер­дец» (либр. Б. А. По­кров­ско­го; Моск. ка­мер­ный муз. те­атр, 1972); ба­ле­ты (все­го 5), сре­ди них – «Гу­сар­ская бал­ла­да» [либр. О. Ви­но­гра­до­ва; Ле­нингр. те­атр опе­ры и ба­ле­та им. С. М. Ки­ро­ва, 1979; в ба­ле­те ис­поль­зо­ва­на пе­ре­ра­бо­тан­ная му­зы­ка Х. к ко­ме­дии «Дав­ным-дав­но» А. К. Глад­ко­ва (1942) и од­но­им. ф. (реж. Э. А. Ря­за­нов, 1962)]; 2 опе­рет­ты – «Сто чер­тей и од­на де­вуш­ка» (Моск. те­атр опе­рет­ты, 1963) и «Бе­лая ночь» (там же, 1967; обе на либр. Е. Е. Ша­ту­нов­ско­го). Х. – ав­тор трёх сим­фо­ний (1935; 1942, 2-я ред. – 1944; 1974), сим­фо­нич. сю­ит; кон­цер­тов с ор­ке­ст­ром – трёх для фп., двух для скрип­ки, двух для вио­лон­че­ли; му­зы­ки к спек­так­лям («Мно­го шу­ма из ни­че­го», 1936, и др.) и филь­мам (все­го св. 20), сре­ди ко­то­рых – «Сви­нар­ка и пас­тух» (1941), «В шесть ча­сов ве­че­ра по­сле вой­ны» (1944; оба – реж. И. А. Пырь­ев).

Ле­нин­ская пр. (1974), Гос. пр. СССР (1942, 1946, 1952, 1967), Гос. пр. РСФСР (1979), пр. Ме­ж­ду­нар. муз. со­ве­та при ЮНЕСКО (1977). На­граж­дён 4 ор­де­на­ми Ле­ни­на.

Вернуться к началу