ХРЕ́ННИКОВ ТИХОН НИКОЛАЕВИЧ
-
Рубрика: Музыка
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ХРЕ́ННИКОВ Тихон Николаевич [28.5 (10.6).1913, Елец – 14.8.2007, Москва], рос. композитор, обществ. деятель, нар. арт. СССР (1963), Герой Соц. Труда (1973). В 1932 окончил Муз. уч-ще им. Гнесиных, где учился композиции у М. Ф. Гнесина, в 1936 – Моск. конс. по классу композиции В. Я. Шебалина и классу фп. Г. Г. Нейгауза. В годы учёбы и в дальнейшем сотрудничал как композитор с театрами (в т. ч. с 1933 – с Моск. театром для детей под рук. Н. И. Сац) и на радио. Выступал как пианист – исполнитель своих произведений в СССР и за рубежом. Св. 40 лет возглавлял СК СССР: с 1948 генеральный секретарь, с 1957 1-й секретарь правления, в 1990–91 председатель. Президент Муз. секции Всесоюзного об-ва культурных связей с заграницей (с 1949), Ассоциации муз. деятелей Союза сов. обществ дружбы с зарубежными странами (с 1975). С 1961 преподавал композицию в Моск. конс. (проф. с 1966), среди учеников – В. А. Овчинников, А. В. Чайковский, Т. А. Чудова. В 1978–2002 возглавлял оргкомитет Международного конкурса музыкантов-исполнителей имени П. И. Чайковского, в 1981 и 1984 – оргкомитет Моск. междунар. муз. фестиваля.
Главные сферы творчества Х. – сочинения для муз. театра и симфонич. оркестра. Муз. стиль опирается на романтич. выразительные средства и песенный тематизм. В ранних сочинениях (Концерт для фп. с оркестром, 1933, 1-я симфония, 1935) ощутимо влияние П. Хиндемита, С. С. Прокофьева и Д. Д. Шостаковича. 1-я симфония получила известность за рубежом: вошла в репертуар дирижёров Л. Стоковского и Ю. Орманди. Среди сочинений для муз. театра – первые значит. сов. оперы на революц. тематику (в сотрудничестве с либреттистом А. М. Файко): «В бурю» (Моск. муз. театр им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, 1939) и «Мать» (по одноим. повести М. Горького; моск. Большой театр, 1957). В опере «В бурю» впервые на оперной сцене появился образ В. И. Ленина. Др. сценич. произведения: комич. оперы (всего 5), среди них – «Фрол Скобеев» (либр. С. Ценина; Моск. муз. театр им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, 1950), «Много шума из-за… сердец» (либр. Б. А. Покровского; Моск. камерный муз. театр, 1972); балеты (всего 5), среди них – «Гусарская баллада» [либр. О. Виноградова; Ленингр. театр оперы и балета им. С. М. Кирова, 1979; в балете использована переработанная музыка Х. к комедии «Давным-давно» А. К. Гладкова (1942) и одноим. ф. (реж. Э. А. Рязанов, 1962)]; 2 оперетты – «Сто чертей и одна девушка» (Моск. театр оперетты, 1963) и «Белая ночь» (там же, 1967; обе на либр. Е. Е. Шатуновского). Х. – автор трёх симфоний (1935; 1942, 2-я ред. – 1944; 1974), симфонич. сюит; концертов с оркестром – трёх для фп., двух для скрипки, двух для виолончели; музыки к спектаклям («Много шума из ничего», 1936, и др.) и фильмам (всего св. 20), среди которых – «Свинарка и пастух» (1941), «В шесть часов вечера после войны» (1944; оба – реж. И. А. Пырьев).
Ленинская пр. (1974), Гос. пр. СССР (1942, 1946, 1952, 1967), Гос. пр. РСФСР (1979), пр. Междунар. муз. совета при ЮНЕСКО (1977). Награждён 4 орденами Ленина.