Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПОЛОВИ́НКИН ЛЕОНИД АЛЕКСЕЕВИЧ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 26. Москва, 2014, стр. 727

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ПОЛОВИ́НКИН Ле­о­нид Алек­сее­вич [1(13).8.1894, Кур­ган – 8.2.1949, Мо­ск­ва], рос. ком­по­зи­тор и ди­ри­жёр. В 1918 окон­чил юри­дич. ф-т МГУ, в 1924 – Моск. конс. по клас­су ком­по­зи­ции С. Н. Ва­си­лен­ко (ди­ри­жи­ро­ва­нию обу­чал­ся у Н. А. Маль­ко). С 1924 сек­ре­тарь Ас­со­циа­ции со­вре­мен­ной му­зы­ки. В 1924–26 ра­бо­тал в те­ат­рах Ле­нин­гра­да. С 1926 зав. муз. ча­стью и ди­ри­жёр Моск. те­ат­ра для де­тей, здесь по­став­ле­но 12 спек­так­лей с му­зы­кой П., сре­ди ко­то­рых – ба­лет «Нег­ри­тё­нок и обезь­я­на» (1927, либр. и пост. Н. И. Сац), дет­ская опе­ра «Сказ­ка о ры­ба­ке и рыб­ке» (текст од­но­им. сказ­ки А. С. Пуш­ки­на, 1935), пье­са «Зо­ло­той клю­чик» (по А. Н. Тол­сто­му, 1936). Сре­ди мно­го­числ. со­чи­не­ний раз­ных жан­ров: опе­рет­ты – «Си­рок­ко» (1928, Мо­ск­ва, Ка­мер­ный те­атр), «Да­же в три­ко­та­же» (1931, Моск. те­атр опе­рет­ты); для ор­ке­ст­ра – 9 сим­фо­ний (1929–44), сюи­ты, в т. ч. «Я – ма­ло, мы – си­ла» (1931); Фп. кон­церт (1933); для фп. – со­на­ты (5-я – «По­след­няя», 1929), цик­лы пьес («Эле­гия», «Элек­три­фи­кат», «Не­от­вяз­ное», ор. 9, 1924–26; «Маг­ни­ты», 1933; «Про­ис­ше­ст­вия»), му­зы­ка к филь­мам («Ма­рио­нет­ки», 1934, «Ин­три­ган», 1935, и др.); ро­ман­сы, пес­ни. Муз. стиль от­ли­ча­ет­ся гар­мо­ни­че­ской экс­т­ра­ва­гант­но­стью при опо­ре на клас­сич. то­наль­ность, изо­бре­та­тель­но­стью ор­ке­ст­ров­ки; в ря­де со­чи­не­ний (в т. ч. 4 сюи­ты для ор­ке­ст­ра «Те­ле­ско­пы», опубл. 2-я, 1928) П. по­ка­зал се­бя как пред­ста­ви­тель кон­ст­рук­ти­виз­ма. С 1947 чл. Орг­ко­ми­те­та СК СССР. По­сле по­ста­нов­ле­ния ЦК ВКП(б) «Об опе­ре "Ве­ли­кая друж­ба" В. Му­ра­де­ли» (1948) был под­верг­нут об­ви­не­ни­ям в «фор­ма­лиз­ме». Нем. му­зы­ко­вед Д. Гой­о­ви от­но­сит его к ком­по­зи­то­рам «позд­не­ро­ман­ти­че­ско­го мо­дер­на» (на­ря­ду с А. Н. Алек­сан­д­ро­вым, Н. Я. Мяс­ков­ским и др.). Вме­сте с Л. А. Ма­зе­лем и Д. Б. Ка­ба­лев­ским под­го­то­вил к из­да­нию «Му­зы­каль­ную фор­му» Г. Л. Ка­туа­ра (1-я ч. – «Мет­ри­ка», изд. в 1934). В 1926–32 пре­по­да­вал в Моск. конс. (ин­ст­ру­мен­тов­ка).

Лит.: Рим­ский Л. Ма­те­риа­лы к био­гра­фии Л. А. По­ло­вин­ки­на // Из про­шло­го со­вет­ской му­зы­каль­ной куль­ту­ры. М., 1975; Пе­ре­пис­ка Л. А. По­ло­вин­ки­на // Там же; Гой­о­ви Д. Но­вая со­вет­ская му­зы­ка 20-х гг. М., 2006.

Вернуться к началу