ШЕРИДА́Н РИЧАРД БРИНСЛИ
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ШЕРИДА́Н (Sheridan) Ричард Бринсли (30.10.1751, Дублин – 7.7.1816, Лондон; похоронен в Вестминстерском аббатстве), англ. драматург, театральный и обществ. деятель. Родился в семье артиста, преподавателя сценич. речи и писательницы. В 1768 окончил привилегиров. школу Харроу, изучал право в Лондоне. В 1776–1809 возглавлял лондонский театр «Друри-Лейн». В 1780–1812 чл. парламента от партии вигов. Яркий оратор, Ш. прославился своими речами в защиту независимости Ирландии, за введение всеобщего голосования. Выступал против войны с сев.-амер. колониями, за признание Франц. республики; широкую известность получили речи против англ. губернатора Индии У. Хейстингса и его злоупотреблений.
Ш. – крупнейший представитель англ. комедии нравов, обратился к лит. творчеству в 1774. Автобиографич. опыт лёг в основу первой пьесы «Соперники» («The rivals», 1775; неоднократные экранизации); от фамилии одной из героинь пьесы происходит утвердившийся в англ. языке термин «малапропизм» в значении претенциозной, исковерканной речи. Популярность снискали комич. опера на либретто Ш. «Дуэнья» («The Duenna»; 1775, музыка написана тестем Ш. – Т. Линли; либретто использовано С. С. Прокофьевым для оперы «Обручение в монастыре», 1940; экранизация М. Г. Григорьева, 1979), фарс «День Святого Патрика, или Предприимчивый лейтенант» («St. Patrick’s day, or The scheming lieutenant», 1775, в рус. пер. 1854 – «Красный мундир»), комедия «Лагерь» («The camp», 1778; сатира на действия англ. властей во время амер. войны за независимость) и др. Вершиной драматургич. мастерства Ш. стала сатирич. комедия «Школа злословия» («The school for scandal», 1777; рус. пер. с нем. яз. – 1791, с англ. яз. – 1794; впервые поставлена в России в 1793; неоднократные экранизации), разоблачающая лицемерие англ. высшего общества, его пороки, скрывающиеся под маской добродетелей. Отмеченным яркой театральностью пьесам Ш. присущи лёгкость и занимательность интриги, отсутствие прямого дидактизма, лаконизм и афористичность языка, мастерское построение диалогов; они оказали значит. воздействие на дальнейшее развитие англ. комедии, в т. ч. на О. Уайльда и Б. Шоу.
Автор трагедии «Писарро» («Pizarro», на основе пьесы А. Ф. фон Коцебу «Испанцы в Перу»), стихотворений, эссе.