Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЭШПА́Й

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 526

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: О. С. Лебедева

ЭШПА́Й Ан­д­рей Яков­ле­вич (15.5.1925, Козь­мо­демь­янск Мар. АО – 8.11.2015, Мо­ск­ва), рос. ком­по­зи­тор, засл. дея­тель ис­кусств РСФСР (1969), нар. арт. СССР (1981). Сын мар. ком­по­зи­то­ра и фольк­ло­ри­ста Я. А. Эш­пая (наст. фам. Иш­пай­кин; 1890–1963). С 1928 в Мо­ск­ве. С 1944 на фрон­те, до­шёл до Бер­лина. В 1953 окон­чил Моск. конс. как ком­по­зи­тор (клас­сы Н. Я. Мяс­ков­ско­го и Е. К. Го­лу­бе­ва) и пиа­нист (класс В. В. Соф­ро­ниц­ко­го), в 1956 – ас­пи­ран­ту­ру (ру­ко­во­ди­тель А. И. Ха­ча­ту­рян). В 1965–70 проф. Моск. кон­сер­ва­то­рии. С 1960 сек­ре­тарь, в 1973–79 1-й сек­ре­тарь СК РСФСР, с 1968 сек­ре­тарь СК СССР. Пред. жю­ри кон­кур­са пиа­ни­стов Ме­ж­ду­нар. кон­кур­са им. П. И. Чай­ков­ско­го в Мо­ск­ве (1978, 1986, 1998).

С 1957 пи­сал му­зы­ку к филь­мам (все­го св. 60), сре­ди них – «По­весть о пер­вой люб­ви» (1957, реж. В. Н. Ле­вин; вы­сту­пил как ак­тёр), «Ноч­ной пат­руль» (1957, реж. В. Л. Су­хо­бо­ков), «Ис­прав­лен­но­му ве­рить» (1959, реж. В. С. Жи­лин), «Карь­е­ра Ди­мы Го­ри­на» (1961, режис­сё­ры Ф. В. Дов­ла­тян, Л. С. Мир­ский), «Им по­ко­ря­ет­ся не­бо» (1963, реж. Т. М. Ли­оз­но­ва), «При­хо­ди­те зав­тра» (1963), «Май­ор "Вихрь"» (1967), «Адъ­ю­тант его пре­вос­хо­ди­тель­ст­ва» (1970, все – реж. Е. И. Таш­ков). Ав­тор мн. по­пу­ляр­ных, пре­им. ли­ри­че­ских, пе­сен: «Мо­ск­ви­чи» («Се­рёж­ка с Ма­лой Брон­ной»), «Ты од­на в мо­ей судь­бе», «Я ска­зал те­бе не все сло­ва», «Мы с то­бой два бе­ре­га у од­ной ре­ки», «Марш строи­те­лей», «А снег идёт» (в со­труд­ни­че­ст­ве с по­эта­ми Л. П. Дер­бе­нё­вым, Е. А. Ев­ту­шен­ко, Г. Г. Ре­ги­ста­ном, Р. И. Ро­ж­де­ст­вен­ским) и др. Ра­бо­тал в жан­рах ака­де­мич. му­зы­ки, сре­ди со­чи­не­ний: 3 ба­ле­та, 2 опе­рет­ты, 9 сим­фо­ний (1959–2001, в т. ч. 6-я – «Ли­тур­ги­че­ская»), «Сим­фо­ни­че­ские тан­цы на ма­рий­ские те­мы» (1951), сим­фо­нич. кар­ти­на «Пе­реход Су­во­ро­ва че­рез Аль­пы» (1996) и др., мно­же­ст­во кон­цер­тов для раз­ных ин­ст­ру­мен­тов с ор­ке­ст­ром, хо­ро­вые со­чи­не­ния (в т. ч. «Из пер­во­го По­сла­ния к ко­рин­фя­нам св. апо­сто­ла Пав­ла», 1988). Ос­но­ва гар­мо­нич. язы­ка – рас­ши­рен­ная то­наль­ность, с эпи­зо­дич. вы­хо­да­ми в ато­наль­ность (как в муз. оформ­ле­нии куль­ми­нац. сце­ны ф. «Адъ­ю­тант его пре­вос­хо­ди­тель­ст­ва», вы­даю­щем влия­ние И. Ф. Стра­вин­ско­го). Ти­пич­на ко­ло­ри­стич. трак­тов­ка гар­мо­нии: напр., в хо­ре «Вос­по­ми­на­ния» на сло­ва А. А. Эш­пая (сын ком­по­зи­то­ра, р. 1956, реж., сце­на­рист) ме­ло­дич. ли­ния дуб­ли­ру­ет­ся раз­ны­ми сеп­так­кор­да­ми (т. н. тех­ни­ка блок-ак­кор­дов); ха­рак­тер­но при­ме­не­ние в ка­че­ст­ве ор­ке­ст­ро­вой крас­ки мо­да­лиз­мов и не­тер­цо­вой ак­кор­ди­ки («Пес­ни гор­ных и лу­го­вых ма­ри» для ор­ке­ст­ра, 1983) вплоть до со­нор­ных кла­сте­ров (I ч. 3-й сим­фо­нии). Кн. «Не­про­шед­шее вре­мя. Бе­се­ды раз­ных лет» (2005).

Гос. пр. СССР (1976). Ле­нин­ская пр. (1986). На­гра­ж­дён ор­де­ном Ле­ни­на (1985).

Лит.: Но­во­се­ло­ва Л. А. Твор­че­ст­во А. Эш­пая. М., 1981; А. Эш­пай: Бе­се­ды. Ста­тьи. Ма­те­риа­лы. Очер­ки / Сост. Е. Гуль­янц. М., 1988.

Вернуться к началу