Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛЕНТУ́ЛОВ АРИСТАРХ ВАСИЛЬЕВИЧ

Авторы: С. М. Грачёва

ЛЕНТУ́ЛОВ Ари­старх Ва­силь­е­вич [14(26).3.1882, с. Чёр­ная Пя­ти­на Ниж­не­ло­мов­ско­го у. Пен­зен­ской губ. – 15.4.1943, Мо­ск­ва], рос. жи­во­пи­сец и сце­но­граф. Ро­дил­ся в се­мье сель­ско­го свя­щен­ни­ка; учил­ся в ду­хов­ном уч-ще и се­ми­на­рии (1889–98), за­тем в ху­дож. учи­ли­щах в Пен­зе (1898–1900, 1905–06) и Кие­ве (1901–05), в сту­дии Д. Н. Кар­дов­ско­го в С.-Пе­тер­бур­ге (1906–07); в 1911–12 – в ака­де­мии «Ла Па­летт» в Па­ри­же у А. Ле Фо­ко­нье. Жил в Мо­ск­ве (с 1909). Уча­ст­ник вы­ста­вок «Ве­нок-Сте­фа­нос» (1909, Мо­ск­ва и С.-Пе­тер­бург), Сою­за рус­ских ху­дож­ни­ков (1909–10), «Ми­ра ис­кус­ст­ва» (1910–12, 1921–22). Один из ор­га­ни­за­то­ров объ­е­ди­не­ния «Буб­но­вый ва­лет» и по­сто­ян­ный уча­ст­ник его вы­ста­вок.

А. В. Лентулов. «Москва». 1913. Третьяковская галерея (Москва).

Центр. те­ма твор­че­ст­ва Л. – ста­рая рус. ар­хи­тек­ту­ра, пред­став­лен­ная в ди­на­мич­ных рит­мах и ку­бо­фу­ту­ри­стич. сдви­гах. Бу­ду­чи од­ним из яр­ких пред­ста­ви­те­лей «моск. се­зан­низ­ма», со­еди­нил сис­те­му де­ко­ра­тив­но­го ку­биз­ма с рус. фольк­ло­ром; ис­пы­тал влия­ние не­оп­ри­ми­ти­виз­ма. Л. об­ла­дал уни­каль­ным ко­ло­ри­стич. да­ром, экс­пе­ри­мен­ти­ро­вал в об­лас­ти цве­то­вых гар­мо­ний («цве­то­ди­на­ми­ки»); был соз­да­те­лем т. н. ор­не­из­ма (ма­не­ры ук­ра­шать по­лот­на ку­соч­ка­ми цвет­ной зо­ло­чё­ной и се­реб­ря­ной бу­ма­ги). Сре­ди осн. про­из­ве­де­ний – кар­ти­ны-пан­но «Мо­ск­ва», «Ва­си­лий Бла­жен­ный» (обе 1913), «Звон. Ко­ло­коль­ня Ива­на Ве­ли­ко­го» (1915), «У Ивер­ской» (1916; все – ГТГ). Ра­бо­тал в жан­ре порт­ре­та («Ав­то­порт­рет в крас­ном», 1908–09, ГРМ; ак­три­сы А. С. Хох­ло­вой, 1919, ГТГ, и др.). По­сле Окт. ре­во­лю­ции 1917 оформ­лял ре­во­люц. празд­не­ст­ва в Мо­ск­ве (Те­ат­раль­ную пл. в 1918); чл. АХРР (1926–1927), Об-ва моск. ху­дож­ни­ков (1928–32, с 1929 пред. об-ва). В 1930-е гг. со­вер­шал творч. по­езд­ки на Днеп­ро­гэс, в Днеп­ро­пет­ровск и др. Жи­во­пис­ная ма­не­ра его позд­них ра­бот ста­но­вит­ся бо­лее реа­ли­стич­ной и мяг­кой («Солн­це над кры­ша­ми», 1928, ГРМ).

Де­ко­ра­тив­ный стиль те­ат­раль­ных ра­бот Л. 1910-х гг. бли­зок его стан­ко­во­му твор­че­ст­ву и скла­ды­вал­ся под влия­ни­ем ку­бо­фу­ту­риз­ма; офор­мил ряд спек­так­лей в Мо­ск­ве: «Винд­зор­ские про­каз­ни­цы» У. Шек­спи­ра (1915–16, Ка­мер­ный те­атр), «Про­ме­тей» на муз. А. Н. Скря­би­на в Боль­шом те­ат­ре (1918), «Не­зна­ком­ка» А. А. Бло­ка (1918, ка­фе «Пит­то­реск»), ряд опер. В позд­ней сце­но­гра­фии Л. но­вые реа­ли­стич. прин­ци­пы оформ­ле­ния со­че­та­лись с ус­лов­но­стью объ­ём­но-про­стран­ст­вен­но­го ре­ше­ния, ди­на­мич. эф­фек­та­ми ос­ве­ще­ния («Ис­пан­ский свя­щен­ник» Ф. Бо­мон­та и Дж. Флет­че­ра, 1934, МХАТ 2-й; «Ку­бан­цы» В. Рот­ко, 1938, БДТ, и др.). Пре­по­да­вал в ГСХМ – Вху­тема­се – Вху­теи­не (1918–30, проф.) и в МХИ (1937–43). В 1986 в Пен­зен­ской КГ соз­дан ме­мо­ри­аль­ный му­зей Лен­ту­ло­ва.

Лит.: А. В. Лен­ту­лов. Из­бран­ные про­из­ве­де­ния / Вступ. ста­тья К. Крав­чен­ко. М., 1957; Лен­ту­ло­ва М. А. Ху­дож­ник А. Лен­ту­лов. Вос­по­ми­на­ния. М., 1969; А. Лен­ту­лов: жи­во­пись, гра­фи­ка, те­атр. (Кат.). М., 1987; Му­ри­на Е. Б., Джа­фа­ро­ва С. Г. А. Лен­ту­лов: Путь ху­дож­ни­ка. Ху­дож­ник и вре­мя. М., 1990; Ма­нин В. А. Лен­ту­лов. М., 1996.

Вернуться к началу