ЛЕНТУ́ЛОВ АРИСТАРХ ВАСИЛЬЕВИЧ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛЕНТУ́ЛОВ Аристарх Васильевич [14(26).3.1882, с. Чёрная Пятина Нижнеломовского у. Пензенской губ. – 15.4.1943, Москва], рос. живописец и сценограф. Родился в семье сельского священника; учился в духовном уч-ще и семинарии (1889–98), затем в худож. училищах в Пензе (1898–1900, 1905–06) и Киеве (1901–05), в студии Д. Н. Кардовского в С.-Петербурге (1906–07); в 1911–12 – в академии «Ла Палетт» в Париже у А. Ле Фоконье. Жил в Москве (с 1909). Участник выставок «Венок-Стефанос» (1909, Москва и С.-Петербург), Союза русских художников (1909–10), «Мира искусства» (1910–12, 1921–22). Один из организаторов объединения «Бубновый валет» и постоянный участник его выставок.
Центр. тема творчества Л. – старая рус. архитектура, представленная в динамичных ритмах и кубофутуристич. сдвигах. Будучи одним из ярких представителей «моск. сезаннизма», соединил систему декоративного кубизма с рус. фольклором; испытал влияние неопримитивизма. Л. обладал уникальным колористич. даром, экспериментировал в области цветовых гармоний («цветодинамики»); был создателем т. н. орнеизма (манеры украшать полотна кусочками цветной золочёной и серебряной бумаги). Среди осн. произведений – картины-панно «Москва», «Василий Блаженный» (обе 1913), «Звон. Колокольня Ивана Великого» (1915), «У Иверской» (1916; все – ГТГ). Работал в жанре портрета («Автопортрет в красном», 1908–09, ГРМ; актрисы А. С. Хохловой, 1919, ГТГ, и др.). После Окт. революции 1917 оформлял революц. празднества в Москве (Театральную пл. в 1918); чл. АХРР (1926–1927), Об-ва моск. художников (1928–32, с 1929 пред. об-ва). В 1930-е гг. совершал творч. поездки на Днепрогэс, в Днепропетровск и др. Живописная манера его поздних работ становится более реалистичной и мягкой («Солнце над крышами», 1928, ГРМ).
Декоративный стиль театральных работ Л. 1910-х гг. близок его станковому творчеству и складывался под влиянием кубофутуризма; оформил ряд спектаклей в Москве: «Виндзорские проказницы» У. Шекспира (1915–16, Камерный театр), «Прометей» на муз. А. Н. Скрябина в Большом театре (1918), «Незнакомка» А. А. Блока (1918, кафе «Питтореск»), ряд опер. В поздней сценографии Л. новые реалистич. принципы оформления сочетались с условностью объёмно-пространственного решения, динамич. эффектами освещения («Испанский священник» Ф. Бомонта и Дж. Флетчера, 1934, МХАТ 2-й; «Кубанцы» В. Ротко, 1938, БДТ, и др.). Преподавал в ГСХМ – Вхутемасе – Вхутеине (1918–30, проф.) и в МХИ (1937–43). В 1986 в Пензенской КГ создан мемориальный музей Лентулова.