ОРФЕ́Й
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ОРФЕ́Й (’Ορφεύς ), в греч. мифологии сын музы Каллиопы и фракийского речного божества Эагра (или Аполлона). Согласно античной традиции, О. был знаменитым музыкантом и певцом. Магии его искусства покорялись звери, птицы, деревья и скалы. Диодор Сицилийский считает, что именно О. научился мистериям на Самофракии у идейских дактилей (демонич. существ – лилипутов) и обучил греков религ. обрядам и мистериям. По мнению Павсания, О. знал, как совершать таинства в честь богов, отвращать их гнев, производить религ. очищения, врачевать болезни. Считается, что на о. Эгина О. установил таинства в честь Гекаты, а в Спарте ввёл почитание Деметры Хтонии (Подземной) и соорудил храм Коры Сотеры (Девы Спасительницы). Во время похода аргонавтов О. своей мольбой к самофракийским богам дважды спасал товарищей, смиряя бурное море. Когда корабль аргонавтов проплывал мимо острова сирен, О. своим пением заглушил голоса этих коварных демонич. существ. В античности наиболее известным мифом об О. был рассказ о его нисхождении в царство Аида. Когда жена О. Эвридика внезапно умерла от укуса змеи, певец спустился в царство мёртвых. Жалобная песнь О. растрогала всех обитателей подземного царства; Аид и Персефона согласились вернуть Эвридику к жизни при условии, что О. не взглянет на неё до тех пор, пока не покинет подземное царство (либо пока не окажется у себя дома). Беспокоясь, чтобы жена не отстала, О. оглянулся и тем самым нарушил запрет. Душа Эвридики навсегда вернулась в царство Аида. О смерти О. рассказывали по-разному. Согласно Овидию, после смерти Эвридики и неудачи в царстве Аида О. стал избегать женщин и был растерзан неистовыми менадами; за это преступление они были превращены Дионисом в дубовую рощу. Голова и лира О. водами р. Гебр были принесены к о. Лесбос, где их принял Аполлон. Душа О. соединилась с Эвридикой в царстве Аида. По версии Псевдо-Эратосфена, О. был убит менадами по приказу Диониса, которого не почитал, считая величайшим из богов Гелиоса и именуя его также Аполлоном (ср. сообщение Аполлодора, что именно О. ввёл мистерии Диониса). Музы собрали части тела О. и погребли их в Пиерии. По просьбе муз Зевс поместил лиру О. среди созвездий. Павсаний сообщает ещё две версии. Согласно первой, О. был поражён молнией по воле богов за то, что учил таинствам и обрядам. Согласно второй, лишил себя жизни сам, после того как попытался встретиться с душой Эвридики в Аорне в Феспротии, где издревле был оракул вызывания теней умерших. Во времена Павсания могилу О. показывали в македонском г. Дий. Тогда же на горе Геликон (Беотия), посвящённой музам, среди других стояла статуя О., которую окружали изображения слушающих его пение диких зверей. Его именем названа система религ.-филос. взглядов, возникшая в 6 в. до н. э., – орфизм. Фракийское святилище со скальной гробницей в с. Татул близ г. Момчилград (Болгария), обнаруженное в 2004 болг. археологами под рук. Н. Овчарова, объявлено гробницей Орфея и преобразовано в археологич. музей-заповедник.
Иконография
В античном иск-ве О. изображали безбородым в лёгкой хламиде или во фракийском одеянии – колпаке и высоких кожаных сапогах; неизменный атрибут – лира в руках О. В др.-греч. иск-ве изображения О. известны с 6 в. до н. э. (метопа сокровищницы сикионцев в Дельфах, где он представлен на борту судна с лирой как участник похода аргонавтов). Начиная с 5 в. до н. э. в вазописи, рельефах и мозаиках встречаются многочисл. эпизоды мифа об О.: О., играющий на лире, в окружении зверей; О. в Аиде; О., растерзанный менадами. В раннехристианский период образ О., играющего на лире, служил символом Христа. Под влиянием орфической иконографии складывался тип Христа – Доброго пастыря. В ср.-век. иск-ве черты его иконографии перешли к образу Давида-псалмопевца, который присутствовал в миниатюрах псалтирей. В эпоху Возрождения образ О. наделялся различным аллегорич. содержанием. Как «изобретатель» музыки О. изображён на одном из рельефов кампанилы флорентийского собора Санта-Мария-дель-Фьоре (1437–39, скульптор Лука делла Роббиа). А. Бронзино написал «Портрет Козимо Медичи в образе Орфея» (1537–39, Музей искусств, Филадельфия). Сложный аллегорич. смысл несёт в себе статуя О. работы Б. Бандинелли (1518–19, Палаццо Медичи-Риккарди, Флоренция). В иск-ве Нового времени бытовали разл. сюжеты мифа об О.: гравюра «Смерть Орфея» А. Дюрера (1494), статуи «Орфей» и «Эвридика» А. Кановы (1773–76, Музей Коррер, Венеция); картины «Пейзаж с Орфеем и Эвридикой» Н. Пуссена (1648, Лувр, Париж), «Орфей в подземном мире» Я. Брейгеля «Бархатного» (1594, Палаццо Питти, Флоренция) и Г. И. Семирадского (1880-е гг., Львовская КГ). Сюжет «Орфей, усмиряющий своей музыкой зверей» мог использоваться в качестве аллегории слуха в сериях аллегорий пяти чувств (картина Я. Брейгеля «Бархатного», 1618, Прадо, Мадрид). К образу О. обращались также художники Г. Моро, М. Дени, Дж. У. Уотерхаус, Х. Хофман, Ж. Кокто, скульпторы О. Роден, О. Цадкин, К. Миллес, Р. Роджерс и др.
Музыка
Образ О. нашёл отражение в операх «Эвридика» Дж. Каччини, «Орфей» К. Монтеверди, «Орфей и Эвридика» К. В. Глюка, «Душа философа» Й. Гайдна, «Орфей и Эвридика» Э. Кшенека, «Орфей» Х. В. Хенце, в мелодраме Е. И. Фомина на текст Я. Б. Княжнина «Орфей», оперетте «Орфей в аду» Ж. Оффенбаха, балете «Орфей» И. Ф. Стравинского и мн. др.
Балет
Миф об О. – одна из излюбленных тем придворных балетных представлений начиная с 17 в. В России балет об О. впервые был представлен царю Алексею Михайловичу в Комедийной хоромине в 1673 (постановщик Н. Лим). В 18 в. балеты под назв. «Орфей и Эвридика» на музыку разл. композиторов ставили: Ж. Ж. Новерр (1763), Ш. Ле Пик (1770), Ж. Доберваль (1784) и др. Хореографич. композиции на музыку из оперы «Орфей и Эвридика» К. В. Глюка создавали: В. Т. Галеотти (1770), И. И. Вальберх (1808), Р. фон Лабан (1927), Дж. Баланчин (1936), Н. де Валуа (1941), М. Вигман (1947), П. Бауш (1975), Х. Шпёрли (1983) и др. Оригинальные версии балета «Орфей» И. Ф. Стравинского ставили: Баланчин (1948), Дж. Кранко (1970), Р. ван Данциг (1974), К. Макмиллан (1982), Дж. Ноймайер (2009) и др. К сюжетам об О. также обращались хореографы: Ю. Алго («Орфей в городе» на музыку Х. Русенберга, 1938), М. Бежар («Орфей» на музыку П. Анри, 1958), Б. Кульберг («Эвридика умерла» на музыку Э. Морриконе и Дж. Понтекорво, 1968), Х. Лимон («Орфей» на музыку Л. ван Бетховена, 1972), И. Килиан («Тихий Орфей» на музыку Т. Такэмицу, 1972), Н. Н. Боярчиков («Орфей и Эвридика» на музыку А. Б. Журбина, 1977, 1979), Г. Д. Алексидзе («Орфей в аду» на музыку Е. И. Фомина, 1983), Ж. Надж («Лестницы Орфея» на музыку С. Тикмайера, 1992), Ж. Монтальво и Д. Эрвьё («Орфей» на музыку К. Монтеверди, Глюка, Ф. Гласса и др., 2010).
Театр и кино
Миф об О. привлекал внимание мн. режиссёров театра и кино. Ж. Кокто, автор одноактной трагедии «Орфей» (1926), поставил фильмы «Орфей» (1949) и «Завещание Орфея» (1960); в 2011 спектакль «Орфей» по мотивам Кокто появился в репертуаре моск. театра «Еt cetera» (реж. В. Е. Скворцов). В 1957 на Бродвее в Нью-Йорке впервые поставлена пьеса Т. Уильямса «Орфей спускается в ад», в дальнейшем завоевавшая популярность во всём мире; среди рос. постановок – спектакли И. С. Анисимовой-Вульф в Моск. театре им. Моссовета (1961), А. В. Бурдонского и В. Н. Зобина в ЦТСА (1978, экранизирован в 1986). По-разному интерпретируют коллизии античного мифа фильмы: «Чёрный Орфей» М. Камю (1959), «Из породы беглецов» С. Люмета (1960), «Орфей спускается в ад» П. Холла (1990), «Орфей» К. Диегеса (1998) и др.