Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ОРФЕ́Й

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 24. Москва, 2014, стр. 490

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Стрелков

ОРФЕ́Й (’Ορφεύς ), в греч. ми­фо­ло­гии сын му­зы Кал­лио­пы и фра­кий­ско­го реч­но­го бо­же­ст­ва Эа­гра (или Апол­ло­на). Со­глас­но ан­тич­ной тра­ди­ции, О. был зна­ме­ни­тым му­зы­кан­том и пев­цом. Ма­гии его ис­кус­ст­ва по­ко­ря­лись зве­ри, пти­цы, де­ре­вья и ска­лы. Дио­дор Си­ци­лий­ский счи­та­ет, что имен­но О. нау­чил­ся мис­те­ри­ям на Са­моф­ра­кии у идей­ских дак­ти­лей (де­мо­нич. су­ществ – ли­ли­пу­тов) и обу­чил гре­ков ре­лиг. об­ря­дам и мис­те­ри­ям. По мне­нию Пав­са­ния, О. знал, как со­вер­шать та­ин­ст­ва в честь бо­гов, от­вра­щать их гнев, про­из­во­дить ре­лиг. очи­ще­ния, вра­че­вать бо­лез­ни. Счи­та­ет­ся, что на о. Эги­на О. ус­та­но­вил та­ин­ст­ва в честь Ге­ка­ты, а в Спар­те ввёл по­чи­та­ние Де­мет­ры Хто­нии (Под­зем­ной) и со­ору­дил храм Ко­ры Со­те­ры (Де­вы Спа­си­тель­ни­цы). Во вре­мя по­хо­да ар­го­нав­тов О. сво­ей моль­бой к са­моф­ра­кий­ским бо­гам два­ж­ды спа­сал то­ва­ри­щей, сми­ряя бур­ное мо­ре. Ко­гда ко­рабль ар­го­нав­тов про­плы­вал ми­мо ост­ро­ва си­рен, О. сво­им пе­ни­ем за­глу­шил го­ло­са этих ко­вар­ных де­мо­нич. су­ществ. В ан­тич­но­сти наи­бо­лее из­вест­ным ми­фом об О. был рас­сказ о его нис­хо­ж­де­нии в цар­ст­во Аи­да. Ко­гда же­на О. Эв­ри­ди­ка вне­зап­но умер­ла от уку­са змеи, пе­вец спус­тил­ся в цар­ст­во мёрт­вых. Жа­лоб­ная песнь О. рас­тро­га­ла всех оби­та­те­лей под­зем­но­го цар­ст­ва; Аид и Пер­се­фо­на со­гла­си­лись вер­нуть Эв­ри­ди­ку к жиз­ни при ус­ло­вии, что О. не взгля­нет на неё до тех пор, по­ка не по­ки­нет под­зем­ное цар­ст­во (ли­бо по­ка не ока­жет­ся у се­бя до­ма). Бес­по­ко­ясь, что­бы же­на не от­ста­ла, О. ог­ля­нул­ся и тем са­мым на­ру­шил за­прет. Ду­ша Эв­ри­ди­ки на­все­гда вер­ну­лась в цар­ст­во Аи­да. О смер­ти О. рас­ска­зы­ва­ли по-раз­но­му. Со­глас­но Ови­дию, по­сле смер­ти Эв­ри­ди­ки и не­уда­чи в цар­ст­ве Аи­да О. стал из­бе­гать жен­щин и был рас­тер­зан не­ис­то­вы­ми ме­на­да­ми; за это пре­сту­п­ле­ние они бы­ли пре­вра­ще­ны Дио­ни­сом в ду­бо­вую ро­щу. Го­ло­ва и ли­ра О. во­да­ми р. Гебр бы­ли при­не­се­ны к о. Лес­бос, где их при­нял Апол­лон. Ду­ша О. со­еди­ни­лась с Эв­ри­ди­кой в цар­ст­ве Аи­да. По вер­сии Псев­до-Эра­тос­фе­на, О. был убит ме­на­да­ми по при­ка­зу Дио­ни­са, ко­то­ро­го не по­чи­тал, счи­тая ве­ли­чай­шим из бо­гов Ге­лио­са и име­нуя его так­же Апол­ло­ном (ср. со­об­ще­ние Апол­ло­до­ра, что имен­но О. ввёл мис­те­рии Дио­ни­са). Му­зы со­бра­ли час­ти те­ла О. и по­греб­ли их в Пие­рии. По прось­бе муз Зевс по­мес­тил ли­ру О. сре­ди со­звез­дий. Пав­са­ний со­об­ща­ет ещё две вер­сии. Со­глас­но пер­вой, О. был по­ра­жён мол­ни­ей по во­ле бо­гов за то, что учил та­ин­ст­вам и об­ря­дам. Со­глас­но вто­рой, ли­шил се­бя жиз­ни сам, по­сле то­го как по­пы­тал­ся встре­тить­ся с ду­шой Эв­ри­ди­ки в Аор­не в Фес­про­тии, где из­древ­ле был ора­кул вы­зы­ва­ния те­ней умер­ших. Во вре­ме­на Пав­са­ния мо­ги­лу О. по­ка­зы­ва­ли в ма­ке­дон­ском г. Дий. То­гда же на го­ре Ге­ли­кон (Бе­о­тия), по­свя­щён­ной му­зам, сре­ди дру­гих стоя­ла ста­туя О., ко­то­рую ок­ру­жа­ли изо­бра­же­ния слу­шаю­щих его пе­ние ди­ких зве­рей. Его име­нем на­зва­на сис­те­ма ре­лиг.-фи­лос. взгля­дов, воз­ник­шая в 6 в. до н. э., – ор­физм. Фра­кий­ское свя­ти­ли­ще со скаль­ной гроб­ни­цей в с. Та­тул близ г. Мом­чил­град (Бол­га­рия), об­на­ру­жен­ное в 2004 болг. ар­хео­ло­га­ми под рук. Н. Ов­ча­ро­ва, объ­яв­ле­но гроб­ни­цей Ор­фея и пре­об­ра­зо­ва­но в ар­хео­ло­гич. му­зей-за­по­вед­ник.

Иконография

«Орфей, играющий на лире». Римская мозаика 3 в. Региональный археологический музей (Палермо).

В ан­тич­ном иск-ве О. изо­бра­жа­ли без­бо­ро­дым в лёг­кой хла­ми­де или во фра­кий­ском одея­нии – кол­па­ке и вы­со­ких ко­жа­ных са­по­гах; не­из­мен­ный ат­ри­бут – ли­ра в ру­ках О. В др.-греч. иск-ве изо­бра­же­ния О. из­вест­ны с 6 в. до н. э. (ме­то­па со­кро­вищ­ни­цы си­ки­он­цев в Дель­фах, где он пред­став­лен на бор­ту суд­на с ли­рой как уча­ст­ник по­хо­да ар­го­нав­тов). На­чи­ная с 5 в. до н. э. в ва­зо­пи­си, рель­е­фах и мо­заи­ках встре­ча­ют­ся мно­го­числ. эпи­зо­ды ми­фа об О.: О., иг­раю­щий на ли­ре, в ок­ру­же­нии зве­рей; О. в Аи­де; О., рас­тер­зан­ный ме­на­да­ми. В ран­не­хри­сти­ан­ский пе­ри­од об­раз О., иг­раю­ще­го на ли­ре, слу­жил сим­во­лом Хри­ста. Под влия­ни­ем ор­фи­че­ской ико­но­гра­фии скла­ды­вал­ся тип Хри­ста – Доб­ро­го пас­ты­ря. В ср.-век. иск-ве чер­ты его ико­но­гра­фии пе­ре­шли к об­ра­зу Да­ви­да-псал­мо­пев­ца, ко­то­рый при­сут­ст­во­вал в ми­ниа­тю­рах псал­ти­рей. В эпо­ху Воз­ро­ж­де­ния об­раз О. на­де­лял­ся раз­лич­ным ал­ле­го­рич. со­дер­жа­ни­ем. Как «изо­бре­та­тель» му­зы­ки О. изо­бра­жён на од­ном из рель­е­фов кам­па­ни­лы фло­рен­тий­ско­го со­бо­ра Сан­та-Ма­рия-дель-Фьо­ре (1437–39, скульп­тор Лу­ка дел­ла Роб­биа). А. Брон­зи­но на­пи­сал «Порт­рет Ко­зи­мо Ме­ди­чи в об­ра­зе Ор­фея» (1537–39, Му­зей ис­кусств, Фи­ла­дель­фия). Слож­ный ал­ле­го­рич. смысл не­сёт в се­бе ста­туя О. ра­бо­ты Б. Бан­ди­нел­ли (1518–19, Па­лац­цо Ме­ди­чи-Рик­кар­ди, Фло­рен­ция). В иск-ве Но­во­го вре­ме­ни бы­то­ва­ли разл. сю­же­ты ми­фа об О.: гравюра «Смерть Ор­фея» А. Дю­ре­ра (1494), ста­туи «Ор­фей» и «Эв­ри­ди­ка» А. Ка­но­вы (1773–76, Му­зей Кор­рер, Ве­не­ция); кар­ти­ны «Пей­заж с Ор­фе­ем и Эв­ри­ди­кой» Н. Пус­сена (1648, Лувр, Па­риж), «Ор­фей в под­зем­ном ми­ре» Я. Брей­ге­ля «Бар­хат­но­го» (1594, Па­лац­цо Пит­ти, Фло­рен­ция) и Г. И. Се­ми­рад­ско­го (1880-е гг., Львов­ская КГ). Сю­жет «Ор­фей, ус­ми­ряю­щий сво­ей му­зы­кой зве­рей» мог ис­поль­зо­вать­ся в ка­че­ст­ве ал­ле­го­рии слу­ха в се­ри­ях ал­ле­го­рий пя­ти чувств (кар­ти­на Я. Брей­ге­ля «Бар­хат­но­го», 1618, Пра­до, Мад­рид). К об­ра­зу О. об­ра­ща­лись так­же ху­дож­ни­ки Г. Мо­ро, М. Де­ни, Дж. У. Уо­тер­ха­ус, Х. Хоф­ман, Ж. Кок­то, скульп­то­ры О. Ро­ден, О. Цад­кин, К. Мил­лес, Р. Род­жерс и др. 

Музыка

Об­раз О. на­шёл от­ра­же­ние в опе­рах «Эв­ри­ди­ка» Дж. Кач­чи­ни, «Ор­фей» К. Мон­те­вер­ди, «Ор­фей и Эв­ри­ди­ка» К. В. Глю­ка, «Ду­ша фи­ло­со­фа» Й. Гайд­на, «Ор­фей и Эв­ри­ди­ка» Э. Кше­не­ка, «Ор­фей» Х. В. Хен­це, в ме­ло­дра­ме Е. И. Фо­ми­на на текст Я. Б. Княж­ни­на «Ор­фей», опе­рет­те «Ор­фей в аду» Ж. Оф­фен­ба­ха, ба­ле­те «Ор­фей» И. Ф. Стра­вин­ско­го и мн. др. 

Балет

Миф об О. – од­на из из­люблен­ных тем при­двор­ных ба­лет­ных пред­став­ле­ний на­чи­ная с 17 в. В Рос­сии ба­лет об О. впер­вые был пред­став­лен ца­рю Алек­сею Ми­хай­ло­ви­чу в Ко­ме­дий­ной хо­ро­ми­не в 1673 (по­ста­нов­щик Н. Лим). В 18 в. ба­ле­ты под назв. «Ор­фей и Эв­ри­ди­ка» на му­зы­ку разл. ком­по­зи­то­ров ста­ви­ли: Ж. Ж. Но­верр (1763), Ш. Ле Пик (1770), Ж. До­бер­валь (1784) и др. Хо­рео­гра­фич. ком­по­зи­ции на му­зы­ку из опе­ры «Ор­фей и Эв­ри­ди­ка» К. В. Глю­ка соз­да­ва­ли: В. Т. Га­ле­от­ти (1770), И. И. Валь­берх (1808), Р. фон Ла­бан (1927), Дж. Ба­лан­чин (1936), Н. де Ва­луа (1941), М. Виг­ман (1947), П. Ба­уш (1975), Х. Шпёр­ли (1983) и др. Ори­ги­наль­ные вер­сии ба­ле­та «Ор­фей» И. Ф. Стра­вин­ско­го ста­ви­ли: Ба­лан­чин (1948), Дж. Кран­ко (1970), Р. ван Дан­циг (1974), К. Мак­мил­лан (1982), Дж. Ной­май­ер (2009) и др. К сю­же­там об О. так­же об­ра­ща­лись хо­рео­гра­фы: Ю. Ал­го («Ор­фей в го­ро­де» на му­зы­ку Х. Ру­сен­бер­га, 1938), М. Бе­жар («Ор­фей» на му­зы­ку П. Ан­ри, 1958), Б. Куль­берг («Эв­ри­ди­ка умер­ла» на му­зы­ку Э. Мор­ри­ко­не и Дж. Пон­те­кор­во, 1968), Х. Ли­мон («Ор­фей» на му­зы­ку Л. ван Бет­хо­ве­на, 1972), И. Ки­ли­ан («Ти­хий Ор­фей» на му­зы­ку Т. Та­кэ­ми­цу, 1972), Н. Н. Бо­яр­чи­ков («Ор­фей и Эв­ри­ди­ка» на му­зы­ку А. Б. Жур­би­на, 1977, 1979), Г. Д. Алек­сид­зе («Ор­фей в аду» на му­зы­ку Е. И. Фо­ми­на, 1983), Ж. Надж («Ле­ст­ни­цы Ор­фея» на му­зы­ку С. Тик­май­е­ра, 1992), Ж. Мон­таль­во и Д. Эр­вьё («Ор­фей» на му­зы­ку К. Мон­те­вер­ди, Глю­ка, Ф. Глас­са и др., 2010). 

Театр и кино

Миф об О. при­вле­кал вни­ма­ние мн. ре­жис­сё­ров те­ат­ра и ки­но. Ж. Кок­то, ав­тор од­но­акт­ной тра­ге­дии «Ор­фей» (1926), по­ста­вил филь­мы «Ор­фей» (1949) и «За­ве­ща­ние Ор­фея» (1960); в 2011 спек­такль «Ор­фей» по мо­ти­вам Кок­то поя­вил­ся в ре­пер­туа­ре моск. те­ат­ра «Еt cetera» (реж. В. Е. Сквор­цов). В 1957 на Брод­вее в Нью-Йор­ке впер­вые по­став­ле­на пье­са Т. Уиль­ям­са «Ор­фей спус­ка­ет­ся в ад», в даль­ней­шем за­вое­вав­шая по­пу­ляр­ность во всём ми­ре; сре­ди рос. по­ста­но­вок – спек­так­ли И. С. Ани­си­мо­вой-Вульф в Моск. те­ат­ре им. Мос­со­ве­та (1961), А. В. Бур­дон­ско­го и В. Н. Зо­би­на в ЦТСА (1978, эк­ра­ни­зи­ро­ван в 1986). По-раз­но­му ин­тер­пре­ти­ру­ют кол­ли­зии ан­тич­но­го ми­фа филь­мы: «Чёр­ный Ор­фей» М. Ка­мю (1959), «Из по­ро­ды бег­ле­цов» С. Лю­ме­та (1960), «Ор­фей спус­ка­ет­ся в ад» П. Хол­ла (1990), «Ор­фей» К. Дие­ге­са (1998) и др. 

Лит.: Не­бо, нау­ка, по­эзия. Ан­тич­ные ав­то­ры о не­бес­ных све­ти­лах, об их име­нах, вос­хо­дах, за­хо­дах и при­ме­тах по­го­ды / Пер. и ком­мент. А. А. Рос­сиу­са. М., 1992; Апол­ло­ний Ро­дос­ский. Ар­го­нав­ти­ка. М., 2001; Дио­дор Си­ци­лий­ский. Ис­то­ри­че­ская биб­лио­те­ка. Кн. IV– VII. Гре­че­ская ми­фо­ло­гия. СПб., 2005; Апол­ло­дор. Ми­фо­ло­ги­че­ская биб­лио­те­ка. М., 2006; Пав­са­ний. Опи­са­ние Эл­ла­ды. М., 2010. Т. 1–2.

Вернуться к началу