Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛЮ́МЕТ ЛАМЕТ CИДНИ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 18. Москва, 2011, стр. 255

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: И. А. Звегинцева
С. Люмет. Кадр из фильма «Двенадцать разгневанных мужчин». 1957.

ЛЮ́МЕТ, Ла­мет (Lumet) Cидни (25.6.1924, Фи­ла­дель­фия, штат Пен­силь­ва­ния – 9.4.2011, Нью-Йорк), амер. ре­жис­сёр, сце­на­рист, про­дю­сер. Из ак­тёр­ской се­мьи, эми­г­ри­ро­вав­шей из Поль­ши в США. Де­бю­ти­ро­вал в ка­че­ст­ве ак­тё­ра в воз­рас­те 4 лет на ра­дио, вы­сту­пал в евр. те­ат­ре на Брод­вее (Нью-Йорк). В 1942–46 слу­жил в ар­мии. В кон. 1940-х гг. в Нью-Йор­ке окон­чил Ко­лум­бий­ский ун-т, за­ни­мал­ся в Ак­тёр­ской сту­дии Л. Страс­бер­га. С 1950 ра­бо­тал на ТВ (ас­си­стент ре­жис­сё­ра, ре­жис­сёр). Один из луч­ших ре­жис­сё­ров-по­ста­нов­щи­ков те­ле­драм, в 1957 про­сла­вил­ся ф. «Две­на­дцать раз­гне­ван­ных муж­чин» (эк­ра­ни­за­ция те­ле­пье­сы Р. Ро­уза, пр. Мкф в Зап. Бер­ли­не), где, ор­га­нич­но со­еди­нив эле­мен­ты те­ле­ви­зи­он­ной сти­ли­сти­ки с приё­ма­ми «боль­шо­го» ки­но, прав­ди­во и точ­но пе­ре­дал на­пря­жён­ную ат­мо­сфе­ру за­се­да­ния при­сяж­ных, ко­то­рым пред­сто­ит при­нять не­лёг­кое ре­ше­ние. В филь­мах «Дол­гий день ухо­дит в ночь» (по пье­се Ю. О’Нила, 1962), «Убий­ст­во в Вос­точ­ном экс­прес­се» (по А. Кри­сти, 1974) и др. про­де­мон­ст­ри­ро­вал бле­стя­щее уме­ние сни­мать в замк­ну­том про­стран­ст­ве, а так­же вир­ту­оз­ную ра­бо­ту с ак­тёр­ским ан­самб­лем. Час­то ис­поль­зуя ста­тич­ную ка­ме­ру, Л. ви­дел гл. за­да­чу в ис­сле­до­ва­нии че­ло­ве­че­ских ха­рак­те­ров, осо­бен­но в эк­ра­ни­за­ци­ях клас­сич. лит-ры («Из по­ро­ды бег­ле­цов» по пье­се «Ор­фей спус­ка­ет­ся в ад» Т. Уиль­ям­са, 1960; «Вид с мос­та» по А. Мил­ле­ру, 1962; «Чай­ка» по А. П. Че­хо­ву, 1968). Ре­жис­сёр-гу­ма­нист, Л. в сво­их кар­ти­нах осо­бое вни­ма­ние уде­лял этич. про­бле­ма­ти­ке. Он пер­вым под­нял в ки­но те­му кор­руп­ции в по­ли­ции и от­кры­то­го пре­неб­ре­же­ния мо­раль­ны­ми прин­ци­па­ми («Сер­пи­ко», 1973), впо­след­ст­вии воз­вра­щал­ся к этой те­ме («Те­ле­сеть», 1976; «Принц го­ро­да», 1981; «Ночь опус­ка­ет­ся на Ман­хэт­тен», 1997). Про­бле­мы амер. се­мьи ис­сле­ду­ют­ся в филь­мах «Со­ба­чий пол­день» (1975), «Да­ни­эль» (1983), «Се­мей­ный биз­нес» (1989), «Чу­жая сре­ди нас» (1992) и др. Сре­ди др. филь­мов: «Рос­тов­щик» (1964), «Холм» (1965), «Маг­нит­ные лен­ты Ан­дер­со­на» (1971), «Эк­вус» (по П. Шеф­фе­ру, 1977), «Вол­шеб­ник» (1978), «Гло­рия» (1999), «При­знай­те ме­ня ви­нов­ным» (2006), «Иг­ры дья­во­ла» (2007). Со­ав­тор сце­на­ри­ев боль­шин­ст­ва сво­их филь­мов. Пр. Мкф в Кар­ло­ви-Ва­ри за вклад в ки­но­ис­кус­ст­во (1984).

Соч.: Making movies. N. Y., 1995.

Лит.: Кар­це­ва Е. Гол­ли­вуд: кон­тра­сты 70-х. М., 1987; Cunningham F. S. Lumet: film and literary vision. 2nd ed. Lexington, 2001.

Вернуться к началу