ДОБЕРВА́ЛЬ ЖАН
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДОБЕРВА́ЛЬ (Dauberval, D’Auberval) (наст. фам. Берше, Bercher) Жан (19.8.1742, Монпелье – 14.2.1806, Тур), франц. артист балета, хореограф. Ученик и последователь Ж. Ж. Новерра. В 1761 дебютировал в парижской Академии музыки и танца в дивертисменте оперы «Заис» Ж. Ф. Рамо. В 1762–64 выступал в Штутгарте. С 1770 солист парижской Академии музыки и танца. Виртуозный танцовщик полухарактерного жанра: Поляк (опера-балет «Галантная Индия» Рамо), Креон («Медея и Язон» Ж. Ж. Родольфа). Танцевал в операх «Сильвия» П. Бертона и Ж. К. Триаля, «Дафнис и Гамадриада» Ж. Ж. де Мондонвиля (па-де-де), «Поликсена» А. Доверня, «Танкред» А. Кампра, «Кастор и Поллукс» и «Празднества Гименея и Амура» Рамо (сольные партии). В 1783 после конфликта с дирекцией покинул Академию музыки и танца. В 1783–92 (с перерывами) выступал в Бордо и Лондоне, где также ставил балеты: «Забавы Терпсихоры», «Пробуждение счастья» и «Орфей» Ф. Бартелемона, «Дружба ведёт к любви» и «Деревенский щёголь» на сборную музыку, «Пигмалион» Ж. Ж. Руссо, и др. В балете «Дезертир» (1784, по пьесе М. Ж. Седена и опере П. А. Монсиньи, Королевский театр, Лондон) хореограф мастерски соединил комедийные и драматич. элементы, трактовал образы гл. героев – простой крестьянки и солдата – в духе сентиментализма. Значительной явилась его постановка балета «Ветреный паж» на сборную музыку по мотивам комедии П. Бомарше «Женитьба Фигаро», запрещённой цензурой для постановки на драматич. сцене (1786, Гран-театр, Бордо). В творчестве Д. отразились демократич. тенденции пред-
революц. эпохи. Хореограф одним из первых вывел на сцену представителей третьего сословия. Развил и продолжил реформу Новерра, соединял танец с пантомимой, широко использовал нар. и бытовой танец. В истории иск-ва Д. остался прежде всего как автор балета «Тщетная предосторожность» (1789, сборная музыка, первоначальное назв. «Балет о соломе, или От худа до добра всего лишь один шаг»). Популярный в 18 в. сюжет превратился у Д. в изящную лирич. комедию. Хотя оригинальная хореография и первоначальная партитура были утрачены, балет сохранялся в репертуаре на протяжении всего 19 в. в постановках Ж. Омера (на муз. Ф. Герольда, 1828, Парижская опера), М. И. Петипа и др. В Берлине балет в постановке П. Тальони исполнялся с музыкой П. Гертеля (именно его версия более всего известна в России; для постановок Петипа, Л. И. Иванова и А. А. Горского музыка Гертеля обычно дополнялась фрагментами произведений Л. Делиба, Л. Ф. Минкуса, Ч. Пуньи, А. Г. Рубинштейна, Р. Дриго и др.). В версиях хореографов М. М. Мордкина («Американ балле тиэтр»), Ф. Аштона (Королевский балет, Лондон), О. М. Виноградова (С.-Петерб. театр оперы и балета им. М. П. Мусоргского; Моск. муз. театр им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко) балет сохранился до нач. 21 в.