Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДОБЕРВА́ЛЬ ЖАН

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 9. Москва, 2007, стр. 150-151

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. Я. Суриц, В. А. Майниеце
«Ж. Доберваль и М. Аллар в балете "Сильвия" П. Бертонаи Ж. К. Триаля». Гравюра на дереве Ж. Юйо по рисунку неизвестного художника 18 в.

ДОБЕРВА́ЛЬ (Dauberval, D’Auberval) (наст. фам. Бер­ше, Bercher) Жан (19.8.1742, Мон­пе­лье – 14.2.1806, Тур), франц. ар­тист ба­ле­та, хо­рео­граф. Уче­ник и по­сле­до­ва­тель Ж. Ж. Но­вер­ра. В 1761 де­бю­ти­ро­вал в па­риж­ской Ака­де­мии му­зы­ки и тан­ца в ди­вер­тис­мен­те опе­ры «За­ис» Ж. Ф. Ра­мо. В 1762–64 вы­сту­пал в Штут­гар­те. С 1770 со­лист па­риж­ской Ака­де­мии му­зы­ки и тан­ца. Вир­ту­оз­ный тан­цов­щик по­лу­ха­рак­тер­но­го жан­ра: По­ляк (опе­ра-ба­лет «Га­лант­ная Ин­дия» Ра­мо), Кре­он («Ме­дея и Язон» Ж. Ж. Ро­доль­фа). Тан­це­вал в опе­рах «Силь­вия» П. Бер­то­на и Ж. К. Триа­ля, «Даф­нис и Га­мад­риа­да» Ж. Ж. де Мон­дон­ви­ля (па-де-де), «По­ли­ксе­на» А. До­вер­ня, «Тан­кред» А. Кам­пра, «Кас­тор и Пол­лукс» и «Празд­не­ст­ва Ги­ме­нея и Аму­ра» Ра­мо (соль­ные пар­тии). В 1783 по­сле кон­флик­та с ди­рек­ци­ей по­ки­нул Ака­де­мию му­зы­ки и тан­ца. В 1783–92 (с пе­ре­ры­ва­ми) вы­сту­пал в Бор­до и Лон­до­не, где так­же ста­вил ба­ле­ты: «За­ба­вы Тер­пси­хо­ры», «Про­бу­ж­де­ние сча­стья» и «Ор­фей» Ф. Бар­те­ле­мо­на, «Друж­ба ве­дёт к люб­ви» и «Де­ре­вен­ский щё­голь» на сбор­ную му­зы­ку, «Пиг­ма­ли­он» Ж. Ж. Рус­со, и др. В ба­ле­те «Де­зер­тир» (1784, по пье­се М. Ж. Се­де­на и опе­ре П. А. Мон­си­ньи, Ко­ро­лев­ский те­атр, Лон­дон) хо­рео­граф мас­тер­ски со­еди­нил ко­ме­дий­ные и дра­ма­тич. эле­мен­ты, трак­то­вал об­ра­зы гл. ге­ро­ев – про­стой кре­сть­ян­ки и сол­да­та – в ду­хе сен­ти­мен­та­лиз­ма. Зна­чи­тель­ной яви­лась его по­ста­нов­ка ба­ле­та «Вет­ре­ный паж» на сбор­ную му­зы­ку по мо­ти­вам ко­ме­дии П. Бо­мар­ше «Же­нить­ба Фи­га­ро», за­пре­щён­ной цен­зу­рой для по­ста­нов­ки на дра­ма­тич. сце­не (1786, Гран-те­атр, Бор­до). В твор­че­ст­ве Д. от­ра­зи­лись де­мо­кра­тич. тен­ден­ции пред-

ре­во­люц. эпо­хи. Хо­рео­граф од­ним из пер­вых вы­вел на сце­ну пред­ста­ви­те­лей третье­го со­сло­вия. Раз­вил и про­дол­жил ре­фор­му Но­вер­ра, со­еди­нял та­нец с пан­то­ми­мой, ши­ро­ко ис­поль­зо­вал нар. и бы­то­вой та­нец. В ис­то­рии иск-ва Д. ос­тал­ся пре­ж­де все­го как ав­тор ба­ле­та «Тщет­ная пре­дос­то­рож­ность» (1789, сбор­ная му­зы­ка, пер­во­на­чаль­ное назв. «Ба­лет о со­ло­ме, или От ху­да до до­б­ра все­го лишь один шаг»). По­пу­ляр­ный в 18 в. сю­жет пре­вра­тил­ся у Д. в изящ­ную ли­рич. ко­ме­дию. Хо­тя ори­ги­наль­ная хо­рео­гра­фия и пер­во­на­чаль­ная пар­ти­ту­ра бы­ли ут­ра­че­ны, ба­лет со­хра­нял­ся в ре­пер­туа­ре на про­тя­же­нии все­го 19 в. в по­ста­нов­ках Ж. Оме­ра (на муз. Ф. Ге­роль­да, 1828, Па­риж­ская опе­ра), М. И. Пе­ти­па и др. В Бер­ли­не ба­лет в по­ста­нов­ке П. Таль­о­ни ис­пол­нял­ся с му­зы­кой П. Гер­те­ля (имен­но его вер­сия бо­лее все­го из­вест­на в Рос­сии; для по­ста­но­вок Пе­ти­па, Л. И. Ива­но­ва и А. А. Гор­ско­го му­зы­ка Гер­те­ля обыч­но до­пол­ня­лась фраг­мен­та­ми про­из­ве­де­ний Л. Де­ли­ба, Л. Ф. Мин­ку­са, Ч. Пу­ньи, А. Г. Ру­бин­штей­на, Р. Дри­го и др.). В вер­си­ях хо­рео­гра­фов М. М. Морд­ки­на («Аме­ри­кан бал­ле ти­этр»), Ф. Аш­то­на (Ко­ро­лев­ский ба­лет, Лон­дон), О. М. Ви­но­гра­до­ва (С.-Пе­терб. те­атр опе­ры и ба­ле­та им. М. П. Му­сорг­ско­го; Моск. муз. те­атр им. К. С. Ста­ни­слав­ско­го и Вл. И. Не­ми­ро­ви­ча-Дан­чен­ко) ба­лет со­хра­нил­ся до нач. 21 в.

Лит.: Guest I. La fille mal gardée. L., 1960; Сло­ним­ский Ю. «Тщет­ная пре­дос­то­рож­ность». Л., 1961; он же. Дра­ма­тур­гия ба­лет­но­го те­ат­ра XIX в. М., 1977; Кра­сов­ская В. М. Ж. До­бер­валь – тво­рец но­вой ба­лет­ной ко­ме­дии // Кра­сов­ская В. М. За­пад­но­ев­ро­пей­ский ба­лет­ный те­атр. Л., 1983.

Вернуться к началу