ДИОДО́Р СИЦИЛИ́ЙСКИЙ
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДИОДО́Р СИЦИЛИ́ЙСКИЙ (Διοδωρος Σιϰελιωτης ) (ок. 90 до н. э. – 21 до н. э.), др.-греч. историк. Родом из сицилийского городка Агирион (ныне Агира) (отсюда прозвище Сицилийский). Продолжая традиции греч. универсальной историографии, стремившейся охватить всю известную историю античного и соприкасавшегося с ним вост. мира, Д. С. составил обширный историч. труд, где в синхронном порядке излагалась история Греции, Рима и отчасти Востока с древнейших, мифологич. времён до сер. 1 в. до н. э. (до завоевания Юлием Цезарем Галлии). Свой труд Д. С. озаглавил «Историческая библиотека», поскольку не скрывал того, сколь многим был обязан произведениям более ранних историков, опираясь на которые, он строил собств. изложение отд. периодов. Однако изложение в каждом отд. разделе в труде Д. С. не является пересказом какого-то одного источника. Выбирая источники, Д. С. нередко комбинировал их, дополняя одни другими. Он изучил широкий круг лит-ры (мифологич., религиозной, филос., собственно историч., причём привлекал как известные нам, сохранившиеся до нашего времени историч. монографии Геродота, Фукидида, Ксенофонта, так и не дошедшие до нас или сохранившиеся только в отрывках образцы последующей универсальной историографии (произведения Эфора, Феопомпа, Тимея, Иеронима из Кардии, Полибия, Посидония). Весь изученный т. о. материал хорошо изложен, отличается ясностью и простотой. Во взгляде своём на историч. жизнь человечества как на единый, универсальный процесс, подчинённый воле провидения, Д. С. следовал популярному в его время учению стоиков. Общую хронологию, в частности греч. истории, он заимствовал у авторитетного в этой области эллинистич. учёного Аполлодора (2 в. до н. э.). В представлении о высоком назначении истории и историка он следовал за крупнейшим представителем универсальной историографии Полибием.
«Историческая библиотека» Д. С. состоит из 40 книг, из которых полностью сохранились книги I–V и XI–XX. В соответствии с традицией всё произведение Д. С. подразделяется на блоки по пять книг – пентады. Книги 1-й пентады (I–V) включают древнейшую мифологизированную историю Востока и Греции. Книги 2-й пентады (VI–X), в которых давался обзор собственно архаич. истории Греции и Рима от Троянской войны до похода на Грецию перс. царя Ксеркса (ок. 1200–480 до н. э.), утрачены, и от них сохранились только фрагменты. Книги 3-й пентады (XI–XV) охватывают один из самых интересных периодов античной истории (480–360 до н. э.). В особенности подробно представлена история классич. Греции: греко-перс. войны (в их решающей стадии), создание Афинского (или Делосского) мор. союза, время т. н. Пятидесятилетия, на которое приходится расцвет греч. городов-государств – от решающих побед греков над персами до начала междоусобной войны, Пелопоннесская война – расколовшая весь греч. мир война между Афинами и Спартой, последовавшие междоусобицы и упадок греч. государств в 1-й пол. 4 в. до н. э. В этих же книгах Д. С. подробно излагает историю «западных» греков, в частности возвышение сицилийских тиранов Гелона и Гиерона, а позднее Дионисия Старшего. Книги 4-й пентады (XVI–XX) охватывают события раннеэллинистич. времени (360–302 до н. э.): утверждение макед. гегемонии на Балканах, завоевательный поход Александра Македонского на Восток, распад его империи и борьбу преемников – диадохов – за раздел наследства Александра. Здесь же продолжается подробное изложение истории «западных греков»: падение сицилийской тирании при Дионисии Младшем, реставрация республиканских порядков и новое возрождение тирании при Агафокле. От остальных книг (XXI–XL), где историк подробно рассказывал о завершении борьбы диадохов и судьбе новых эллинистич. государств, а также о возвышении Рима вплоть до грандиозных успехов Юлия Цезаря, сохранились только более или менее значит. фрагменты. Труд Д. С. – один из обширнейших в античной историографии. Значение содержащихся в нём сведений по древней истории трудно переоценить: по некоторым периодам или сюжетам он вообще является единственным, незаменимым источником (напр., по истории сицилийской тирании, по истории диадохов, о восстаниях рабов в римской Сицилии и др.). Особенность сочинения Д. С. – в его уникальной хронологии. Древние историки (в т. ч. Геродот, Фукидид и Ксенофонт) не пользовались понятием историч. эры и не датировали точно излагаемые ими события. У Д. С. такая датировка есть: излагая события анналистическим методом (по годам), он для каждого года указывает номер и год Олимпиады (при этом 1-й год I Олимпиады приравнивается теперь к 776 до н. э.), а также имена т. н. эпонимных (т. е. сообщавших своё имя году) магистратов, архонтов в Афинах и консулов в Риме. Благодаря этому произведение Д. С. становится для нас как бы костяком древней историографии, что помогает пользоваться другими дошедшими до нас историч. обзорами (напр., Геродота, Фукидида, Ксенофонта) и включает их более обстоятельные повествования в единый историч. ряд.