МУ́ЗЫ
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МУ́ЗЫ, мусы (Μοῦσαι, «мыслящие»), аониды, аонийские сёстры, парнасиды, касталиды, ипокрениды, пиэриды (прозвища от мест обитания М.), в греч. религии и мифологии дочери Зевса и Мнемосины. М. – богини поэзии, искусств и наук, 9 сестёр, рождённых в Пиэрии и носящих имя «олимпийские»: Каллиопа, Клио, Мельпомена, Евтерпа, Эрато, Терпсихора, Талия, Полигимния, Урания. Имена (за исключением Урании – «небесная» и Клио – «дарующая славу») указывают на связь с пением, танцем, музыкой, наслаждением. Олимпийские М. восходят к архаическим М. – хтоническим существам, которых, вероятнее всего, было три: Мелета («опытность»), Мнема («память»), Аойда («песня»). Согласно одной из версий мифа (Paus. IX 29), они были дочерьми Урана (неба) и Геи (земли), ввели культ этих М. страшные великаны – алоады От и Эфиальт, первыми принёсшие им жертвы на Геликоне. Потом Пиэр (по имени которого названа гора), прибывший из Македонии, установил число М. (9) и дал им имена. Олимпийские М. обитают на Геликоне, воспевая все поколения богов. Обычно выступают М. под водительством бога искусств Аполлона, получившего имя Мусагет. Им ведомо прошлое, настоящее и будущее. По мере дифференциации искусств функции М. постепенно разграничивались, и в эллинистич. эпоху они воспринимались как символич. образы. Храмы, посвящённые М., назывались мусейонами (отсюда «музей»).
Иконография
М. обычно изображаются в виде женских фигур (нередко с атрибутами искусств). Наиболее ранние изображения – в античной вазописи, скульптуре («Саркофаг муз», 150–160, Лувр, Париж), в др.-рим. мозаиках и росписях. Образы М., выступающих спутницами Аполлона, пользовались популярностью в эпоху Возрождения – в произведениях, созданных по гуманистич. программам: «Парнас» А. Мантеньи (1497), «Царство муз» Л. Косты (ок. 1506, обе – Лувр, Париж); сцена «Парнас» Рафаэля в Станце делла-Сеньятура в Ватикане (1509–11); роспись свода Зала Олимпа и иллюзионистич. музицирующие фигуры в нишах на вилле Барбаро (Барбаро-Вольпи) в Мазере (худ. П. Веронезе, 1560–61). Серию полноростовых изображений М. написал К. Тура для студиоло д’Эсте в замке Бельфьоре (1458–60, Нац. галерея, Лондон, и др. собрания). В качестве сложных аллегорий (или символов) М. присутствуют в портретах Иоганна Куспиниана и его жены Анны работы Л. Кранаха Старшего (1502–03, собрание О. Рейнхарта, Винтертур). Возможно, М. являются обнажённые женские фигуры на первом плане картины «Сельский концерт» (нач. 16 в., приписывается Джорджоне или Тициану, Лувр). Классицизм разл. эпох охотно обращался к сюжетам с участием М.: «Вдохновение поэта» (картина Н. Пуссена, ок. 1629, Лувр), «Аполлон и музы на горе Парнас» (картина К. Лоррена, 1680, Музей изобразит. искусств, Бостон), «Минерва, посещающая муз» (картины Ж. Стела, ок. 1640, Лувр; Й. де Момпера, нач. 17 в., Королевский музей изобразит. искусств, Антверпен), получают распространение серии полотен с изображением М. (цикл Дж. Бальони, созданный в нач. 17 в. для Марии Медичи, картины 1652–55 Э. Лесюэра для Кабинета Муз отеля Ламбер, ныне в Лувре), «Парнас» А. Р. Менгса (1761, Эрмитаж, С.-Петербург), акварель «Рождение муз» Ж. О. Д. Энгра (1859, Лувр).
Фигуры М. могут присутствовать в сюжетах, связанных с Аполлоном («Аполлон и Марсий», «Наказание Мидаса»). В иск-ве 19–20 вв. М. воспринимались гл. обр. как источник поэтич. вдохновения: картины «Священная роща, возлюбленная музами и искусствами» П. Пюви де Шаванна (1883, коллекция Филипс, Вашингтон), «Музы в Священной роще» М. Дени (1893, музей Орсе, Париж), «Зеркало Венеры» Э. Бёрн-Джонса (1872–77, Фонд Г. Гюльбенкяна, Лиссабон), «Муза» М. А. Врубеля (1896, ГТГ), скульптура К. Брынкуши «Спящая муза» (1910; Метрополитен-музей, Нью-Йорк).