«КОБРА́»
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
«КОБРА́» («Cobra», «CoBrA»), творч. объединение художников Дании, Бельгии и Нидерландов (1948–51). Название – по первым буквам названий городов Копенгаген, Брюссель и Амстердам. Возникло в Париже в результате сотрудничества дат. группы «Høst», голл. группы «Reflex» и бельг. «революц. сюрреалистов». Участники «К.» устраивали совместные выставки (в Копенгагене, Брюсселе, Амстердаме, Льеже) и публиковали теоретич. тексты в ж. «Cobra» (8 выпусков) и др. своих изданиях (в т. ч. печатали небольшие монографии о художниках). Идейные установки «К.», близкие марксизму, предполагали отказ от буржуазной культуры капиталистич. Запада, от сложившихся традиций и школ (как подавляющих «естественную» творч. энергию рассудочным формализмом в угоду вкусам правящих классов), необходимость создания нового, доступного массам пластич. языка через обращение к архетипам бессознательного, к неоформленной стихии неких первооснов творчества, достижение спонтанности самовыражения (последнее сближает творчество мастеров «К.» с ташизмом). За искусством признавалась главенствующая роль в преобразовании мира, оно считалось оружием в идеологич. борьбе и продуктом коллективной деятельности, а не субъективно-индивидуалистич. самовыражения художника (под осуждение попадали, наряду с «натурализмом» и реализмом, и авторитеты абстракционизма П. Мондриан, Дж. Поллок, сюрреалист А. Бретон).
Идеологами «К.» были бельг. поэт-сюрреалист К. Дотремон, голл. живописец, архитектор и поклонник социальных утопий Констант (К. Нивенхёйс), дат. живописец, археолог и историк иск-ва А. Йорн. В объединение также входили голландцы К. Аппел, Корней (К. ван Беверло), Луцеберт (Л. Свансдейк), датчане А. Билле, К. Х. Педерсен, Х. Хееруп, А. Якобсен, бельгийцы П. Алешински, Х. Клаус. Если источниками «спонтанного» формотворчества датчан явились мифология и традиции нар. иск-ва, то у голландцев преобладало влияние детского рисунка, творчества душевнобольных; П. Алешински в своих иероглифичных творениях разрабатывал (совм. с К. Дотремоном) «живопись-слово», «логограммы» — криптообразы растит. жизни. Общим для всех был интерес к афр. иск-ву, а также к творчеству П. Пикассо, В. В. Кандинского, П. Клее, Х. Миро, к нем. экспрессионизму.
Глобальные утопич. задачи участников «К.» натолкнулись на разность индивидуальных устремлений и дарований, что привело к распаду движения. Однако худож. достижения его представителей, продолжавших воплощать программу объединения ещё долгие годы, стимулировали новаторские искания 2-й пол. 20 в.