СУТИ́Н ХАИМ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СУТИ́Н (Soutine) Хаим (1893 или 1894, Смиловичи, близ Минска – 9.8.1943, Париж), франц. живописец. Родился в семье евр. портного. Учился в школе Я. М. Кругера в Минске (1909), в Худож. школе в Вильне (1910–13). В 1913 уехал в Париж, где занимался в Нац. школе изящных искусств и в мастерской Ф. Кормона (1913–15), изучал произведения старых мастеров в Лувре. Ранние натюрморты выдают влияния П. Сезанна и Ж. Б. С. Шардена («Натюрморт с лимонами», 1916, частное собрание, Буффало, США). Экспрессионистское творчество С., одного из ведущих мастеров парижской школы (был дружен с А. Модильяни, П. Пикассо, М. Жакобом и др.), не вписывается ни в одно из направлений совр. франц. иск-ва. Приобрёл известность при поддержке амер. мецената А. Барнса, позднее – супругов Кастен. В пейзажах, созданных в 1919–1922 на юге Франции (в городах Серé и Кань-сюр-Мер; б. ч. их позднее уничтожена художником), выкристаллизовался стиль С.: звучный, драматич. колоризм, в котором доминируют рубиново-красные тона, специфич. приёмы деформации изображения, импульсивная пастозность живописи («Старая мельница в Вансе», 1922, Музей совр. иск-ва, Нью-Йорк). С 1921 писал портреты друзей и людей из простонародья (лакеи, повара, мальчики-хористы и т. п.), представленных в конвульсивно-изогнутых позах, с гримасами боли, покорности и вызова судьбе («Грум», ок. 1925, Нац. музей совр. иск-ва, Париж, и др.). Серия натюрмортов с разделанными тушами (1924–25) создана под впечатлением от полотен Рембрандта. В некоторых картинах 1930-х гг. преобладает созерцательность («Шартрский собор», 1933, Музей совр. иск-ва, Нью-Йорк). Однако с началом 2-й мировой войны охватившие С. апокалиптич. настроения побудили его возобновить работу над визионерскими сумрачно-тревожными пейзажами («Большое дерево», 1942, частное собрание).