ЖЕ́ГИН ЛЕВ ФЁДОРОВИЧ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЖЕ́ГИН (наст. фам. Шехтель) Лев Фёдорович [20.11(2.12).1892, Москва – 1.10.1969, там же], рос. график, живописец, теоретик искусства. Сын Ф. О. Шехтеля. Учился в Школе рисования и живописи К. Ф. Юона и И. О. Дудина (1909–1910), в МУЖВЗ (1911–14), где познакомился с М. Ф. Ларионовым и В. Н. Чекрыгиным; затем в ГСХМ (1918–19). Жил в Москве. Чл. групп художников «Маковец» (1922–26) и «Путь живописи» (1927–30; инициатор создания группы). Среди его графич. наследия – портреты, в т. ч. Чекрыгина (итал. карандаш, 1930-е гг., ГРМ, и др.), жанровые композиции, работы по мотивам произведений Ф. М. Достоевского, А. С. Пушкина и созданные под влиянием идей Чекрыгина в 1910–20-х гг. серии «Библейские сюжеты» и «Десятиобразные ряды», отмеченные пластич. драматизмом, контрастным противопоставлением света и тьмы. Исполнил (совм. с Чекрыгиным) иллюстрации к первой книге стихотворений В. В. Маяковского «Я» (1913). Автор живописных пейзажей (виды Москвы и др.), интерьеров, натюрмортов, портретов. Работал также в технике продавливания на фольге (серия «Прометей», 1930-е гг., частное собрание, Москва). Ж. стремился к возрождению классич. традиции, обращаясь к «вечным» сюжетам и образам, синтезируя принципы искусства прошлого и современности.
Теория Ж. тесно связана с его творч. практикой: он разрабатывал универсальный язык изображения, выдвинув понятие «активного пространства» на основе изучения типов перспективы и композиции, организации пространства в мировой живописи до 18 в. и особенно в др.-рус. иконописи. Оставил воспоминания о В. Н. Чекрыгине, П. И. Бромирском, П. А. Флоренском. Преподавал в моск. Худож.-производств. мастерской печатного дела (1920–25); ряд учеников Ж. вошёл в объединение «Путь живописи».