Ю́МОР
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
Ю́МОР (англ. humour – причуда, нрав, настроение, от лат. humor – влага, жидкость: согласно античному учению о соотношении четырёх «жидкостей» человеческого тела, определяющем четыре темперамента, или характера), особый вид комического, переживание противоречивости явлений, соединяющее серьёзное и смешное и характеризующееся преобладанием позитивного момента в смешном. Как форма переживания Ю., в отличие от иронии и остроумия, интеллектуальных по своей природе, относится не только к сфере сознания, но ко всему душевному строю человека, выступает как свойство его характера.
Своеобразие Ю. связано с тем, что в противоположность др. формам комического, исходящим из интеллектуально постигаемого несоответствия между претензией явления и его действит. сущностью, сводящим мнимо значительное к ничтожному, Ю. предполагает умение увидеть возвышенное в ограниченном и малом, значительное в смешном и несовершенном. Если ирония обнаруживает за видимой серьёзностью ничтожное или смешное, то Ю., наоборот, раскрывает серьёзность и значительность того, что кажется смешным. В Ю. смеющийся не отделяет себя от смешного как чего-то чуждого и враждебного ему (как в иронии, сатире, остро́те и т. п.), но скорее отождествляет себя с ним. Внутр. участие в том, что представляется смешным, – специфич. черта Ю. В нём нет той конвульсивной напряжённости отталкивания, которая характеризует др. виды смеха: внешним выражением Ю. является скорее улыбка, чем собственно смех. Смех в Ю. не носит уничтожающего или амбивалентного характера: это не осмеяние, свойственное сатире, не релятивистич. парение иронии, а примиряющая улыбка, часто улыбка «сквозь слёзы» (Жан Поль), выражающая внутр. принятие мира, несмотря на все его несовершенства.
Значение филос.-эстетич. категории Ю. получил в 18 в. Теория Ю. была подробно разработана в эстетике романтизма, прежде всего Жан Полем (Рихтером), который видел в Ю. специфически «романтическую» форму комического, выражающую контраст между бесконечной идеей и конечным миром явлений. Согласно Жан Полю, Ю. – это возвышенное «наизнанку», он соразмеряет и связывает бесконечное с малым; в юмористич. смехе содержится и скорбь, и величие. Ю. универсален – это взгляд на мир в целом, а не на отдельные его явления – и субъективен – это рефлексия субъекта, способного поставить себя на место комич. объекта и приложить к себе мерку идеала.
К. В. Ф. Зольгер рассматривал Ю. как двойственное чувство величия и несовершенства бытия, отмечая взаимную связь трагического и комического в юморе. А. Шопенгауэр видел источник Ю. в конфликте возвышенного умонастроения с чужеродным ему низменным миром: при попытке мыслить одно через другое обнаруживается двойное несоответствие и возникает Ю. – впечатление намеренно смешного, через которое просвечивает серьёзное. С. Кьеркегор связывал Ю. с преодолением трагического и переходом личности от «этической» к «религиозной» стадии: Ю. примиряет с «болью», от которой на этич. стадии пыталось абстрагироваться «отчаяние».
В эстетике Г. В. Ф. Гегеля Ю. связывается с заключит. стадией худож. развития (разложением последней, «романтической» формы искусства). Характеризуя «субъективный Ю.» как произвольную ассоциативную игру худож. фантазии, Гегель по существу отождествляет его с критикуемой им романтич. иронией и противопоставляет ему «объективный Ю.» как внутр. движение духа, всецело отдающегося своему предмету.
Юмор в литературе
Генетически Ю. восходит к известному с древнейших времён у всех народов безличному обрядово-игровому народно-праздничному смеху как его личностный преемник. Жизнь пропущена в Ю. через «личное усмотрение», уклоняясь от стереотипно обезличенных представлений. Для культур до Нового времени Ю., как правило, не характерен и встречается, знаменуя формирование личности, лишь на периферии морального и религиозного сознания как оппозиция господствующим канонам культуры и традиционным стереотипам поведения: античные анекдоты о киниках (особенно о Диогене), легенды о «нищих духом» позднеевропейского Средневековья, «безумно мудрые» выступления «юродивых» в Древней Руси, лирика деклассированных кругов позднего Средневековья («Исповедь» Архипииты Кёльнского, но особенно поэзия Ф. Вийона).
Первые лит. образцы универсального смеха, близкого Ю., принадлежат эпохе Возрождения – в связи с новым пониманием личности и природы; причём в них генетич. связь с архаич. смехом ещё достаточно наглядна: «Похвала Глупости» Эразма Роттердамского (преим. первая половина, трактующая природные, «общечеловеческие» формы Глупости), «Гаргантюа и Пантагрюэль» Ф. Рабле, комедии У. Шекспира, образ Фальстафа и др. буффонные герои его драматургии. Первый законченный образец Ю. – «Дон Кихот» М. де Сервантеса. Расцветом Ю. ознаменован век Просвещения с его отстаиванием «естественных» личных прав и «поэтизацией прозы» частной жизни: Г. Филдинг, О. Голдсмит («Векфильдский священник» – трогательный, с идиллич. оттенком Ю. первой в европ. лит-ре истории «маленького человека»), Т. Смоллетт (с преобладанием, однако, сатирич. смеха плутовской традиции). Вершина Ю. в лит-ре 18 в. – проза Л. Стерна. Менее показателен Ю. для франц. Просвещения, где он проявился в «философском романе» у Вольтера и Д. Дидро. Высшие образцы Ю. в нем. лит-ре – идиллия «Герман и Доротея» И. В. Гёте и особенно его же «Годы учения Вильгельма Мейстера», а также романы Жан Поля. Стиль Жан Поля и прежде всего роман Гёте вплотную подводят к Ю. в романтич. лит-ре. Романтич. ирония (одновременно отрицание и утверждение самим художником своей позиции) как разновидность субъективного Ю. (в отличие от Ю. у Гёте) нашла худож. воплощение у Л. Тика, Й. Эйхендорфа, А. Шамиссо, но полнее всего – в двойном плане повествования Э. Т. А. Гофмана. Наибольшее развитие в 19 в. Ю. получил в англ. романе: объективный Ю. историч. колорита характеров и страстей В. Скотта, социально заострённый Ю. (но также и сатира) Ч. Диккенса. Многочисленны разновидности Ю. в лит-ре 20 в. – от традиционных, восходящих к лит-ре Возрождения и национально характерных (санчопансовский образ «бравого солдата Швейка» К. Чапека, раблезианский «Кола Брюньон» Р. Роллана), до «авангардистских» (в дадаизме, сюрреализме, абсурда театре).
В рус. лит-ре 19 в. разнообразный и в высшей степени самобытный Ю. проявился в творчестве Н. В. Гоголя: восходящий к народно-праздничному смеху Ю. «Вечеров на хуторе...», «героический» – «Тараса Бульбы», гротескный – «Носа», идиллич. – «Старосветских помещиков», грустный – «Шинели». Ю. в самых разл. функциях и оттенках присущ Ф. М. Достоевскому – в авторской речи, в образах трогательных (Макар Девушкин из «Бедных людей»), саркастических (чёрт Ивана Карамазова, персонажи «Бесов»), шутовских (капитан Лебядкин из «Бесов») и возвышенных (князь Мышкин из «Идиота»). Ю. пронизаны рассказы и пьесы А. П. Чехова («Душечка», «Каштанка» и др.), а в нач. 20 в. – некоторые рассказы В. Г. Короленко, А. М. Ремизова, проза А. Белого. Замечат. образцы разл. видов Ю. создали И. Э. Бабель, М. М. Зощенко, М. А. Булгаков, А. П. Платонов, В. М. Шукшин.