Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВИЙО́Н ФРАНСУА

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 5. Москва, 2006, стр. 302

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: И. К. Стаф

ВИЙО́Н (Villon) Фран­суа [псевд.; наст. фам. Мон­кор­бье или де Лож (Mont­corbier, de Loges)] (1431 или 1432, Па­риж – по­сле 1463), франц. по­эт. Учил­ся на ф-те ис­кусств Сор­бон­ны, по­лу­чил сте­пень ма­ги­ст­ра (1452). По­сле 1455, бу­ду­чи за­ме­шан в ря­де пре­сту­п­ле­ний, бе­жал из Па­ри­жа; к пе­рио­ду ски­та­ний от­но­сит­ся его пер­вая боль­шая по­эма «Лэ» («Lais», или «Legs», 1456; позд­нее по­лу­чи­ла из­да­тель­ское загл. «Ма­лое за­ве­ща­ние», «Petit testament»). Связь В. с во­ров­ской сре­дой от­ра­зи­лась в цик­ле бал­лад на ар­го, а пре­бы­ва­ние при дво­ре це­ни­те­лей по­эзии гер­цо­га Бур­бо­на и Кар­ла Ор­ле­ан­ско­го – в ря­де «ди» (ска­зов) и зна­ме­ни­той «Бал­ла­де по­эти­че­ско­го со­стя­за­ния в Блуа» – «От жа­ж­ды уми­раю над ручь­ём...» («Je meurs de so­if auprès de la fontaine», 1458). В 1461–1462 В. на­пи­сал «Спор ду­ши и те­ла» («Débat du cоеur et du corps») и, по край­ней ме­ре час­тич­но, своё гл. тво­ре­ние – по­эму «За­ве­ща­ние» («Testament»; из­вест­на как «Боль­шое за­ве­ща­ние», «Grand testament»). В 1462 при­го­во­рён к по­ве­ше­нию за убий­ст­во; в ожи­да­нии каз­ни бы­ла на­пи­са­на «Эпи­та­фия Вий­она» («Epitaphe Villon»; из­вест­на под назв. «Бал­ла­да о по­ве­шен­ных», «Bal­la­de des pendus»). В 1463 казнь бы­ла за­ме­не­на из­гна­ни­ем из Па­ри­жа; даль­ней­шая судь­ба В. не­из­вест­на. Пер­вое пе­чат­ное из­да­ние со­чи­не­ний В. бы­ло вы­пу­ще­но в 1489 па­риж­ским из­да­те­лем П. Ле­ве. Спе­ци­фи­ка по­эзии В. во мно­гом обу­слов­ле­на его ис­клю­чи­тель­ным для по­эта той эпо­хи со­ци­аль­ным ста­ту­сом, близ­ким к ста­ту­су ва­ган­та (этим объ­яс­ня­ет­ся воз­ник­но­ве­ние ле­ген­ды о В. – бро­дя­чем ко­ме­ди­ан­те), в ней со­дер­жат­ся мно­го­числ. ав­то­био­гра­фич. ал­лю­зии, од­на­ко её ис­по­ве­даль­ность ус­лов­на. Центр. те­ма по­эзии В. (все­вла­стие Смер­ти), как и др. мо­ти­вы его твор­че­ст­ва, а так­же ис­поль­зо­ван­ные им сти­хотв. фор­мы (бал­ла­ды, рон­до и др.) ши­ро­ко рас­про­стра­не­ны в куль­ту­ре позд­не­го Сред­не­ве­ко­вья. Но­ва­тор­ским ста­ло со­че­та­ние раз­но­род­ных тра­ди­ций в рам­ках од­но­го про­из­ве­де­ния, а так­же воз­рас­та­ние ро­ли ав­тор­ско­го «я», не ук­ла­ды­ваю­ще­го­ся в тра­диц. жан­ро­вые рам­ки; в ре­зуль­та­те «низ­кая» те­ма­ти­ка при­об­ре­ла у В. не­свой­ст­вен­ное ей тра­гич. зву­ча­ние.

Соч.: Пол­ное со­б­ра­ние по­эти­че­ских со­чи­не­ний. М., 1998; Œuvres complètes. P., 2005.

Лит.: Champion P. F. Villon: sa vie et son temps. P., 1984–1985. Vol. 1–2; Фа­вье Ж. Ф. Вий­он. М., 1991; Dufournet J. Villon: am­biguité et carnaval. Gen., 1992; Ко­си­ков Г. К. Ф. Вий­он // Вий­он Ф. Сти­хи. М., 2002; Vil­lon et ses lecteurs. P., 2005.

Вернуться к началу