ВИЙО́Н ФРАНСУА
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВИЙО́Н (Villon) Франсуа [псевд.; наст. фам. Монкорбье или де Лож (Montcorbier, de Loges)] (1431 или 1432, Париж – после 1463), франц. поэт. Учился на ф-те искусств Сорбонны, получил степень магистра (1452). После 1455, будучи замешан в ряде преступлений, бежал из Парижа; к периоду скитаний относится его первая большая поэма «Лэ» («Lais», или «Legs», 1456; позднее получила издательское загл. «Малое завещание», «Petit testament»). Связь В. с воровской средой отразилась в цикле баллад на арго, а пребывание при дворе ценителей поэзии герцога Бурбона и Карла Орлеанского – в ряде «ди» (сказов) и знаменитой «Балладе поэтического состязания в Блуа» – «От жажды умираю над ручьём...» («Je meurs de soif auprès de la fontaine», 1458). В 1461–1462 В. написал «Спор души и тела» («Débat du cоеur et du corps») и, по крайней мере частично, своё гл. творение – поэму «Завещание» («Testament»; известна как «Большое завещание», «Grand testament»). В 1462 приговорён к повешению за убийство; в ожидании казни была написана «Эпитафия Вийона» («Epitaphe Villon»; известна под назв. «Баллада о повешенных», «Ballade des pendus»). В 1463 казнь была заменена изгнанием из Парижа; дальнейшая судьба В. неизвестна. Первое печатное издание сочинений В. было выпущено в 1489 парижским издателем П. Леве. Специфика поэзии В. во многом обусловлена его исключительным для поэта той эпохи социальным статусом, близким к статусу ваганта (этим объясняется возникновение легенды о В. – бродячем комедианте), в ней содержатся многочисл. автобиографич. аллюзии, однако её исповедальность условна. Центр. тема поэзии В. (всевластие Смерти), как и др. мотивы его творчества, а также использованные им стихотв. формы (баллады, рондо и др.) широко распространены в культуре позднего Средневековья. Новаторским стало сочетание разнородных традиций в рамках одного произведения, а также возрастание роли авторского «я», не укладывающегося в традиц. жанровые рамки; в результате «низкая» тематика приобрела у В. несвойственное ей трагич. звучание.