Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

Э́ЙХЕНДОРФ ЙОЗЕФ ФОН

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 238

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Стрельникова

Э́ЙХЕНДОРФ (Eichendorff) Йо­зеф фон (10.3.1788, по­ме­стье Лу­бо­виц, Верх­няя Си­ле­зия – 26.11.1857, Ней­се, там же), нем. пи­са­тель. Из ста­рин­но­го дво­рян­ско­го ро­да, по­лу­чил ре­лиг. ка­то­лич. вос­пи­та­ние. В 1805–12 изу­чал пра­во в Гал­ле, Гей­дель­бер­ге, Ве­не. Уча­ст­во­вал в вой­не про­тив На­по­ле­о­на, до 1816 на во­ен­ной, с кон. 1816 на гражд. прус. служ­бе; с 1844 в от­став­ке. Го­ды учё­бы ста­ли вре­ме­нем ста­нов­ле­ния его лит. взгля­дов; ис­пы­тал влия­ние йен­ско­го ро­ман­тиз­ма и гей­дель­берг­ско­го ро­ман­тиз­ма. Де­бю­ти­ро­вал как по­эт в 1808 (под псевд. Фло­ренс, Florens); пер­вый по­этич. сб-к вы­шел в 1837. Ав­тор бал­лад, ро­ман­сов, со­не­тов, про­ник­ну­тых свет­лым на­строе­ни­ем и от­ме­чен­ных бе­зы­скус­но­стью и ме­ло­дич­но­стью нар. пес­ни, вы­ра­зи­тель­ной сим­во­ли­кой цве­та и све­та. Осо­бое ме­сто в твор­че­ст­ве за­ни­ма­ет пей­заж­ная ли­ри­ка; мир при­ро­ды пред­ста­ёт убе­жи­щем от раз­ру­ши­тель­но­го воз­дей­ст­вия вре­ме­ни. Глу­бо­кое пе­ре­жи­ва­ние при­ро­ды со­че­та­ет­ся в ли­ри­ке с ка­то­лич. мо­ти­ва­ми, осо­бен­но час­то воз­ни­ка­ет об­раз Бо­го­ма­те­ри («An die heilige Mutter»). Ре­ли­ги­оз­ны цик­лы «Жерт­вы смер­ти» («Totenopfer») и «Ду­хов­ные сти­хо­тво­ре­ния» («Geistliche Gedichte»).

Ли­риз­мом и ре­ли­ги­оз­но­стью про­ник­ну­та и про­за Э. В но­вел­ле «Мра­мор­ная ста­туя» («Das Marmorbild», опубл. в 1819) эс­те­ти­за­ция жиз­ни в ду­хе ан­тич­но­сти пре­одо­ле­ва­ет­ся хри­сти­ан­ски­ми взгля­да­ми. Наи­боль­шую из­вест­ность по­лу­чи­ла по­весть «Из жиз­ни од­но­го без­дель­ни­ка» («Aus dem Leben eines Taugenichts», 1826), в ко­то­рой по­ве­ст­во­ва­ние ве­дёт­ся от ли­ца стран­ни­ка, от­пра­вив­ше­го­ся на по­ис­ки сча­стья из Гер­ма­нии в Ита­лию. Юмор со­че­та­ет­ся с эле­ги­че­ской гру­стью, все не­уря­ди­цы и пу­та­ни­ца сча­ст­ли­во раз­ре­ша­ют­ся в фи­на­ле. Э. соз­да­ёт по­этич­ные пей­за­жи, в по­ве­ст­во­ва­ние вклю­ча­ет сти­хо­тво­ре­ния и пес­ни.

Пи­сал так­же пат­рио­тич. сти­хи и про­зу в свя­зи с со­про­тив­ле­ни­ем втор­же­нию На­по­ле­о­на: сти­хо­тво­ре­ния «Гнев» («Zorn», 1810), «Сол­дат­ская пес­ня» («Soldaten­lied», 1813). Про­из­ве­де­ния Э. по­свя­ще­ны и вос­ста­нию ти­роль­цев 1809: стих. «К ти­роль­цам» («An die Tiroler», 1810), ро­ман «Пред­чув­ст­вие и дей­ст­ви­тель­ность» («Ahnung und Gegenwart», 1815). В те­че­ние всей жиз­ни счи­тал ре­во­лю­цию ка­та­ст­ро­фой и вы­сту­пил её про­тив­ни­ком в стих. «Нет по­ща­ды» («Kein Pardon», 1848).

Сре­ди др. со­чи­не­ний: по­эмы, пье­сы; ра­бо­ты по ли­те­ра­ту­ре – «Об эти­че­ском и ре­ли­ги­оз­ном зна­че­нии но­вой ро­ман­ти­че­ской по­эзии в Гер­ма­нии» («Über die ethische und religiöse Bedeutung der neueren ro­mantischen Poesie in Deutsch­land», 1847), «Ис­то­рия не­мец­кой по­эзии» («Geschichte der poetischen Li­tera­tur Deutschlands», Bd 1–2, 1857). Пе­ре­вёл ду­хов­ные пес­ни Каль­де­ро­на и др. исп. по­этов. Му­зы­ку на сти­хи Э. пи­са­ли Ф. Мен­дель­сон-Бар­толь­ди, Р. Шу­ман, И. Брамс и др.

Соч.: Сти­хо­тво­ре­ния. Л., 1969; Werke. Münch., 1970–1988. Bd 1–5; Из жиз­ни од­но­го без­дель­ни­ка // Из­бран­ная про­за не­мец­ких ро­ман­ти­ков. М., 1979. Т. 2.

Лит.: Möbus G. Der andere Eichendorff. Os­na­brück, 1960; Schiwy G. Eichendorff. 2. Aufl. Münch., 2007.

Вернуться к началу