Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БА́БЕЛЬ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 2. Москва, 2005, стр. 618-619

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Н. З. Кольцова

БА́БЕЛЬ Иса­ак Эм­ма­нуи­ло­вич [1(13).7.1894, Одес­са – 27.1.1940], рус. пи­са­тель. Сын тор­гов­ца-ев­рея. Окон­чил Ки­ев­ский ком­мерч. ин-т (1916). Свои пер­вые рас­ска­зы (не со­хра­ни­лись) пи­сал по-фран­цуз­ски. В 1916 при со­дей­ст­вии М. Горь­ко­го на­пе­ча­тал два рас­ска­за в ж. «Ле­то­пись». В 1917 пре­рвал за­ня­тия лит-рой, сме­нил мно­же­ст­во про­фес­сий: был ре­пор­тё­ром, зав. ре­дак­ци­он­но-из­да­тель­ским от­де­лом Гос­из­да­та Ук­раи­ны, со­труд­ни­ком Нар­ком­про­са, пе­ре­во­дчи­ком в Пет­рогр. ЧК; слу­жил бой­цом 1-й Кон­ной ар­мии. Из­вест­ность Б. при­нес­ла пуб­ли­ка­ция не­сколь­ких рас­ска­зов в ж. «ЛЕФ» (1924). Б. – при­знан­ный мас­тер ко­рот­кой но­вел­лы, вы­даю­щий­ся сти­лист. Стре­мясь к ла­ко­низ­му, плот­но­сти пись­ма, счи­тал для се­бя об­раз­цом про­зу Г. де Мо­пас­са­на и Г. Фло­бе­ра. В рас­ска­зах Б. кра­соч­ность со­че­та­ет­ся с внеш­ней бес­стра­ст­но­стью по­ве­ст­во­ва­ния; их ре­че­вой строй ос­нован на взаи­мо­про­ник­но­ве­нии сти­ле­вых и язы­ко­вых пла­стов: лит. речь со­сед­ст­ву­ет с раз­го­вор­ной, рус. про­сто­на­род­ный сказ – с евр. мес­теч­ко­вым го­во­ром, укр. и польск. язы­ка­ми. Б. ч. рас­ска­зов Б. во­шла в цик­лы «Кон­ар­мия» (отд. изд. – 1926) и «Одес­ские рас­ска­зы» (отд. изд. – 1931). В «Кон­ар­мии» от­сут­ст­вие еди­но­го сю­же­та вос­пол­ня­ет­ся сис­те­мой лейт­мо­ти­вов, яд­ро ко­то­рой со­став­ля­ют про­ти­во­стоя­щие друг дру­гу те­мы жес­то­ко­сти и ми­ло­сер­дия. Цикл вы­звал ост­рую по­ле­ми­ку: Б. об­ви­ня­ли в кле­вете (С. М. Бу­дён­ный), в при­стра­стии к на­ту­ра­ли­стич. под­роб­но­стям, в субъ­ек­тив­ном изо­бра­же­нии Гражд. вой­ны. «Одес­ские рас­ска­зы» вос­соз­да­ют ат­мо­сфе­ру Мол­да­ван­ки – цен­тра во­ров­ско­го ми­ра Одес­сы; в цик­ле до­ми­ни­ру­ют кар­на­валь­ное на­ча­ло, са­мо­быт­ный одес­ский юмор. Опи­ра­ясь на гор. фольк­лор, Б. на­ри­со­вал ко­ло­рит­ные об­ра­зы во­ров и на­лёт­чи­ков – обая­тель­ных плу­тов и «бла­го­родных раз­бой­ни­ков». Б. соз­дал так­же 2 пье­сы: «За­кат» (1928) и «Ма­рия» (1935, раз­ре­ше­на к пост. в 1988); 5 сце­на­ри­ев (в т. ч. «Блу­ж­даю­щие звёз­ды», 1926; по мо­ти­вам од­но­им. ро­ма­на Шо­лом-Алей­хе­ма). В 1939 аре­сто­ван; рас­стре­лян. Реа­би­ли­ти­ро­ван в 1954.

Соч.: Соч.: В 2 т. М., 2002; Из­бран­ное. М., 2001.

Лит.: Mod­ern criti­cal views: I. Ba­bel / Ed. by H. Bloom. N. Y., 1987; Бе­лая ГА., До­б­рен­ко ЕА., Есау­лов ИА. «Кон­ар­мия» И. Ба­бе­ля. М., 1993; Жол­ков­ский АК., Ям­поль­ский МБ. Ба­бель / Babel. М., 1994.

Вернуться к началу