КОРОЛЕ́НКО ВЛАДИМИР ГАЛАКТИОНОВИЧ
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КОРОЛЕ́НКО Владимир Галактионович [15(27).7.1853, Житомир – 25.12.1921, Полтава], рус. прозаик, публицист. Поч. акад. Петерб. АН (1900–02) и РАН (1918). Отец украинец, из старинного казачьего рода, мать полька, католичка. Учился в С.-Петерб. технологич. ин-те (с 1871), Петровской земледельч. и лесной академии в Москве (с 1874), С.-Петерб. горном ин-те (с 1877); ни одно из этих учебных заведений не окончил вследствие арестов по политич. мотивам и длительных ссылок в Вятскую губ. и Якутию, давших богатый материал для его дальнейшего творчества. В 1885–96 жил в Нижнем Новгороде; в 1893 совершил поездку в США (впечатления от этой поездки отразились, в частности, в повести «Без языка», 1895) и Западную Европу. В 1896 переехал в С.-Петербург, где совм. с Н. К. Михайловским издавал ж. «Русское богатство». С 1900 в Полтаве. Убеждённый гуманист, ставший для многих современников олицетворением гражд. совести (М. Горький называл его «честнейшим русским писателем»), К. Окт. революцию 1917 не принял; выступал против большевистского террора («Письма к Луначарскому», опубл. в Париже в 1922, в СССР в 1988). К К. относились с демонстративным уважением, но его неоднократные призывы к гуманности игнорировали.
Дебютировал в печати как корреспондент газ. «Новости» (1878). Первый рассказ «Эпизоды из жизни "искателя"» (1879) о молодом разночинце отразил увлечение К. идеями народничества. Известность принёс рассказ «Сон Макара» (1885) – проникнутое глубоким сочувствием повествование о жизни человека из народа, страдания которого перевешивают на весах Господа его грехи. Cреди лучших произведений К.: рассказ «Чудная» (1880, опубл. в 1905) о несгибаемом характере ссыльной девушки-революционерки; «Сказание о Флоре, Агриппе и Менахиме, сыне Иегуды» (1886) о восстании иудеев против своих поработителей-римлян, носящее аллегорич. характер; «полесская легенда» «Лес шумит» (1886), изображающая времена запорожского казачества; повести: «В дурном обществе» (1885) – не лишённое романтизации и построенное отчасти на автобиографич. материале повествование об обитателях социального «дна»; «Слепой музыкант» (1886) – «этюд» о торжестве духа над плотью, включающий в себя элементы естественно-научного исследования; символический «эскиз» «Река играет» (1892).
К. много работал в документально-худож. и публицистич. жанрах. В 1895–1896 К. успешно выступал в качестве обществ. защитника в суде по делу крестьян-удмуртов из с. Старый Мултан, ложно обвинённых в ритуальном убийстве; его очерки об этом деле составили цикл «Мултанское жертвоприношение» (1895–98). Цикл очерков «Сорочинская трагедия» (1907) – о расправе с крестьянами местечка Сорочинцы. В очерках «Бытовое явление», «Черты военного правосудия» (оба 1910), «В успокоенной деревне» (1911) и др. К. обличает власть за массовые казни участников первой рус. революции. Пафосом борьбы с национализмом проникнуты статьи и корреспонденции К., связанные с «делом Бейлиса» (1913).
Самое крупное произведение К. – многотомная автобиография «История моего современника» (опубл. в 1922–1929), сочетающая худож. и публицистич. начала, лиризм и очерковость; повествование в ней доведено до 1884. Автор лит.-критич. статей и воспоминаний о Н. Г. Чернышевском (1890), В. Г. Белинском (1898), Г. И. Успенском (1902), А. П. Чехове (1904), Л. Н. Толстом (1908), Н. В. Гоголе (1909).
Отрицая натурализм, порождённый рационалистическим позитивистским мировоззрением, К. в своём творчестве тяготел к синтезу реалистич. и романтич. начал; достоверность, а порой и этнографич. точность в воссоздании быта сочетаются в его произведениях с интересом к скрытым силам человеческой души, понимаемой К. как часть общемирового «бесконечного сознания». Оптимистич. отношение к жизни, обострённое чувство справедливости и вера в торжество добра нашли выражение в знаменитой формуле: «человек создан для счастья, как птица для полёта» (рассказ «Парадокс», 1894).