ТЕМПЕРА́МЕНТ
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ТЕМПЕРА́МЕНТ (от лат. temperamentum – надлежащее соотношение частей), характеристика индивида со стороны динамич. особенностей его психич. деятельности, т. е. темпа, ритма, интенсивности отдельных психич. процессов и состояний.
В истории учения о Т. можно выделить три осн. системы взглядов на факторы, обусловливающие проявления Т. в поведении. Древнейшими из них являются гуморальные теории, связывающие Т. со свойствами тех или иных жидких сред организма, напр. в учении Гиппократа – с соотношением между четырьмя жидкостями (греч. ϰρᾶσις – смесь, сочетание, в лат. пер. temperamentum), циркулирующими в человеческом организме, – кровью, жёлчью, чёрной жёлчью и слизью (лимфой, флегмой). Гипотетич. преобладание этих жидкостей в организме и дало названия осн. типам Т.: сангвиник, холерик, меланхолик и флегматик. В Новое время психологич. характеристика этих типов Т. была систематизирована И. Кантом («Антропология с прагматической точки зрения», 1798): сангвинический Т. отличается быстрой сменой эмоций при малой их глубине и силе; холерический – горячностью, вспыльчивостью, порывистостью поступков; меланхолический – глубиной и длительностью переживаний; флегматический – медлительностью, спокойствием и слабостью внешнего выражения чувств. Однако в своих толкованиях Кант допустил смешение черт Т. и характера. Органич. основой Т. Кант считал качественные особенности крови.
Попытка разработать морфологич. теорию Т. принадлежит Э. Кречмеру, который определял Т. через осн. конституциональные типы телосложения: так, астеническому типу конституции соответствует шизотимический Т., а пикническому – циклотимический. В концепции амер. психолога У. Шелдона выделяется три осн. типа соматич. конституции («соматотипа») в зависимости от развития трёх осн. тканей человека – эндоморфный, мезоморфный и эктоморфный, с которыми соотносятся соответственно Т. висцеротонический, соматотонический и церебротонический.
Теоретич. и эксперим. обоснование ведущей роли ЦНС в динамич. особенностях поведения впервые дал И. П. Павлов. Он выделил три осн. свойства нервной системы: силу, уравновешенность и подвижность возбудительного и тормозного процессов, связывая с разл. комбинацией этих свойств тот или иной тип Т. В отличие от Павлова, в школе Б. М. Теплова и В. Д. Небылицына был предложен др. подход к изучению биологич. основ Т., основанный на изучении не типов, но общих свойств нервной системы. «Регулятивная» теория Т. польск. учёного Я. Стреляу в своём подходе наиболее близка к пониманию Т. в школе Теплова – Небылицына.
Развёрнутое определение Т. дал В. Д. Небылицын, выделивший три ведущих компонента Т.: общую психич. активность индивида (тенденция личности к самовыражению, эффективному освоению и преобразованию внешней действительности), его моторику, двигательные проявления (быстрота, сила, резкость, ритм, амплитуда и т. п.) и его эмоциональность (впечатлительность, импульсивность, эмоциональная лабильность). В пермской школе В. С. Мерлина Т. рассматривается как независимый «психодинамический» уровень в структуре индивидуальности.
Нейрофизиологич. интерпретацию осн. измерений Т. предложил Х. Ю. Айзенк (разл. высота порога активации ретикулярной формации по шкале «экстраверсия-интроверсия» и др.). В русле т. н. факторного подхода получили известность 13-факторная структура Т., разработанная Дж. Гилфордом и его последовательницей К. Лоуэлл, и особенно концепция Х. Ю. и М. Айзенк, опирающаяся на огромный эксперим. материал, подтвердивший существование таких фундам. черт Т. (личности – по терминологии Айзенк), как экстраверсия-интроверсия, нейротицизм (эмоциональная устойчивость-неустойчивость) и психотизм. По мнению Айзенк, именно эти три измерения Т. являются универсальными и могут быть положены в основу его типологии.
В психогенетич. исследованиях индивидуальности (И. В. Равич-Щербо) была установлена наследств. природа таких характеристик Т., как активность, эмоциональность, социабельность (общительность).
Понимание Т. как стиля поведения, в отличие от содержания и мотивации деятельности, характерно для амер. психологов А. Томаса и С. Чесс, проводивших лонгитюдное исследование Т. у детей начиная с двухмесячного возраста и до подросткового возраста, а также Р. Пломина, разработавшего совм. с А. Бассом (США) спец. опросник для оценки разл. черт темперамента.
Для «психобиологич.» подхода М. Ротбарта (США) центральными в характеристике Т. выступают «реактивность» нервной системы и «саморегуляция» этой реактивности, показателями их являются степень моторной активности, мимич. реакции, особенности вокализации и эмоциональной реакции, а также интенсивность реакций, их порог, латентный период возникновения и т. д. Клинич. типология Т. была предложена в нем. школе К. Леонгардта.
В работах В. М. Русалова развивается подход к Т. как целостному психобиологич. образованию, с опорой на концепцию П. К. Анохина об интегративной деятельности мозга была разработана системная модель Т., описывающая формально-динамич. аспекты разл. сфер индивидуального поведения – психомоторного, интеллектуального, коммуникативного и эмоционального. Выделяются 12 шкал и 9 типов темперамента.
Для оценки разл. аспектов и типов Т. разработан ряд объективных и полуобъективных методов: хронометрических и анкетных (опросники) с учётом возрастных особенностей людей. Широко распространёнными опросниками являются ЛОА (EPI, EPQ – личностные опросники Г. и М. Айзенк), опросник Я. Стреляу (PTS – Павловская структура Т.), опросник А. Томаса и С. Чесс, опросник К. Леонгардта, опросники В. М. Русалова (ОСТ – опросник структуры Т. и ОФДСИ – опросник формально-динамич. свойств индивидуальности).