Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПЛАТО́НОВ АН­Д­РЕЙ ПЛА­ТО­НО­ВИЧ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 26. Москва, 2014, стр. 382-383

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. Ш.

ПЛАТО́НОВ (наст. фам. Кли­мен­тов) Ан­д­рей Пла­то­но­вич [16(28).8.1899, Ям­ская Сло­бо­да, ны­не в чер­те Во­ро­не­жа – 5.1.1951, Мо­ск­ва], рус. пи­са­тель, ин­же­нер-изо­бре­та­тель. Ро­дил­ся в се­мье сле­са­ря ж.-д. мас­тер­ских; с 14 лет на­чал ра­бо­тать (по­мощ­ник ма­ши­ни­ста, ли­тей­щик и др.). В 1921 окон­чил элек­тро­тех­нич. от­де­ле­ние Во­ро­неж­ско­го ж.-д. по­ли­тех­ни­ку­ма. Ра­бо­тал ин­же­не­ром в об­лас­ти ме­лио­ра­ции и элек­три­фи­ка­ции с. х-ва: в 1922–23 – в со­ста­ве Чрез­вы­чай­ной ко­мис­сии по борь­бе с го­ло­дом в Во­ро­неж­ской губ., в 1923–1926 в Во­ро­неж­ском губ­зем­управ­ле­нии. С 1926 жил в Мо­ск­ве. Об­ла­да­тель па­тен­тов на тех­нич. изо­бре­те­ния.

Де­бю­ти­ро­вал в пе­ча­ти в 1918. Ран­не­му П., во­оду­шев­лён­но вос­при­няв­ше­му ре­во­лю­цию, при­сущ па­фос тех­нич. пре­об­ра­зо­ва­ния ми­ра и со­зи­да­ния ис­ти­ны, ко­то­рая мыс­ли­лась как пре­тво­ре­ние ду­хов­но­го в ма­те­ри­аль­ное, как «со­вер­шен­ная ор­га­ни­за­ция ма­те­рии по от­но­ше­нию к че­ло­ве­ку»: ста­тьи «Пре­об­ра­же­ние», «Ремонт зем­ли» (обе 1920) и др.; на­уч­но-фан­та­стич. рас­ска­зы «Мар­кун» (1921), «По­том­ки Солн­ца» (1922) и по­весть «Эфир­ный тракт» (1926–27, опубл. в 1968), от­ра­зив­шие зна­ком­ст­во с идея­ми Н. Ф. Фё­до­ро­ва, К. Э. Ци­ол­ков­ско­го, В. И. Вер­над­ско­го. Пер­вая кни­га – бро­шю­ра «Элек­три­фи­ка­ция» (1921). В 1922 вы­шел по­этич. сб. «Го­лу­бая глу­би­на» (Крас­но­дар). Лит. из­вест­ность при­нёс сб-к про­зы «Епи­фан­ские шлю­зы» (1927), вклю­чив­ший од­но­им. ис­то­рич. по­весть о ре­фор­ма­тор­ской дея­тель­но­сти Пет­ра I; са­ти­рич. по­весть «Го­род Гра­дов», ис­сле­до­вав­шую фе­но­мен бю­ро­кра­тии, и др. В про­зе кон. 1920-х гг. на­чи­на­ют пре­об­ла­дать те­мы го­ря и ни­ще­ты, си­рот­ст­ва и оди­но­че­ст­ва, тос­ки и смер­ти; её ге­рой – со­мне­ваю­щий­ся и со­сре­до­то­чен­ный в по­ис­ках смыс­ла все­об­ще­го су­ще­ст­во­ва­ния ски­та­лец, ча­ще все­го – жи­ву­щий не­за­мет­ной жиз­нью мас­те­ро­вой че­ло­век: по­вес­ти «Ям­ская сло­бо­да» (1927), «Со­кро­вен­ный че­ло­век» (1928), а так­же «Про­ис­хо­ж­де­ние мас­те­ра» (1929) – пер­вая часть ро­ма­на «Че­вен­гур» (над ко­то­рым П. ра­бо­тал с 1927), где по­ка­за­на не­со­стоя­тель­ность уто­пич. пред­став­ле­ний о строи­тель­ст­ве со­циа­лиз­ма – на­ив­ной на­де­ж­ды на то, что он сам «где-ни­будь не­ча­ян­но по­лу­чит­ся». «Че­вен­гур» впер­вые был опубл. в 1972 во Фран­ции, в Рос­сии – в 1988.

В 1929 об­ви­не­ния в не­по­ни­ма­нии «су­ти со­вет­ско­го го­су­дар­ст­ва» вы­звал рас­сказ П. «Усом­нив­ший­ся Ма­кар». В тра­гич. клю­че ос­мыс­ле­на идея строи­тель­ства «об­ще­про­ле­тар­ско­го до­ма» в по­вес­ти «Кот­ло­ван» (созд. в 1930; впер­вые опубл. с боль­шой ре­дак­тор­ской прав­кой за ру­бе­жом в 1969; в СССР – в 1987); не­при­яти­ем форм пе­ре­уст­рой­ст­ва жиз­ни от­ме­че­на по­весть «Юве­ниль­ное мо­ре» (созд. в 1931; опубл. в 1986); раз­оча­ро­ва­ни­ем в меч­тах о все­об­щем сча­стье и бе­зыс­ход­но­стью про­ник­нут ро­ман «Сча­ст­ли­вая Мо­ск­ва», над ко­то­рым П. ра­бо­тал в 1933–36 (не окон­чен, опубл. в 1991).

Про­из­ве­де­ния П. тя­го­те­ют к прит­че; их яр­кая ху­дож. осо­бен­ность – свое­об­раз­ное кос­ноя­зы­чие – гро­те­ск­ный и «юро­ди­вый» язык, по­стро­ен­ный на грам­ма­тич. сдви­гах и на­ру­ше­ни­ях лек­сич. со­че­тае­мо­сти слов («не­гром­кая ру­ка», «труд­ное ли­цо», «тоск­ли­вая гли­на»), из­бы­точ­ных уточ­не­ни­ях, приё­ме реа­ли­за­ции ме­та­фо­ры (ра­бо­чие в «Кот­ло­ва­не» бу­к­валь­но хо­тят до­ко­пать­ся до ис­ти­ны) и др. Это – за­стиг­ну­тый в са­мый мо­мент по­ро­ж­де­ния мыс­ли язык тех, «кто учил­ся ду­мать при ре­во­лю­ции», изо­бра­же­ние соз­на­ния «без­молв­но­го боль­шин­ст­ва че­ло­ве­че­ст­ва».

В 1931 при­зна­на «контр­ре­во­лю­ци­он­ной» по­весть «Впрок. Бед­няц­кая хро­ни­ка», а сам П. на­зван «ку­лац­ким аген­том». В 1931–35 со­вме­щал лит. дея­тель­ность с инж. служ­бой; в 1934 в со­ста­ве груп­пы сов. пи­са­те­лей П. по­се­тил Турк­ме­нию (рас­сказ «Та­кыр», 1934; по­весть «Джан», опубл. в 1964). В 1937 вы­шел сб-к рас­ска­зов «Ре­ка По­ту­дань» (в т. ч. «Фро», «Тре­тий сын», «Се­мён»), об­ра­щён­ный к этич. про­бле­ма­ти­ке и вы­звав­ший об­ви­не­ния в «ре­ли­ги­оз­ном ду­ше­уст­рой­ст­ве». Во 2-й пол. 1930-х гг. П. ак­тив­но пуб­ли­ко­вал­ся (под псев­до­ни­ма­ми Ф. Че­ло­ве­ков и А. Фир­сов) как лит. кри­тик, од­на­ко под­го­тов­лен­ный им в 1938 к пе­ча­ти сб-к ста­тей «Раз­мыш­ле­ния чи­та­те­ля» не уви­дел свет (сиг­наль­ный экз. вы­шел в 1939; опубл. в 1970). В 1938 был реп­рес­си­ро­ван сын П. (ос­во­бож­дён в 1940; ум. 1943). С окт. 1942 на фрон­те; слу­жил фрон­то­вым кор­рес­пон­ден­том. Во­ен. про­за со­ста­ви­ла сб-ки: «Под не­бе­са­ми Ро­ди­ны», «Оду­хо­тво­рён­ные лю­ди» (оба 1942), «Рас­ска­зы о Ро­ди­не», «Бро­ня» (оба 1943), «В сто­ро­ну за­ка­та солн­ца» (1945). В 1947 «кле­вет­ни­че­ским» был при­знан рас­сказ П. «Се­мья Ива­но­ва» (др. назв. «Воз­вра­ще­ние»). В по­след­ние го­ды за­ни­мал­ся пе­ре­ра­бот­кой для де­тей рус. и башк. нар. ска­зок. Сре­ди др. со­чи­не­ний: пье­сы «Ду­ра­ки на пе­ри­фе­рии» (1928), «Шар­ман­ка» (1930), «Вы­со­кое на­пря­же­ние» (1931), «14 Крас­ных из­бу­шек» (1933), «Но­ев ков­чег» (не окон­че­на; опубл. в 1993); ки­но­сце­на­рии.

Из­да­ние про­из­ве­де­ний П. во­зоб­но­ви­лось в кон. 1950-х гг., но не­ко­то­рые его со­чи­не­ния впер­вые бы­ли опуб­ли­ко­ва­ны в Рос­сии толь­ко в го­ды пе­ре­строй­ки.

Про­из­ве­де­ния П. бы­ли не­од­но­крат­но эк­ра­ни­зи­ро­ва­ны [в т. ч. филь­мы «Оди­но­кий го­лос че­ло­ве­ка» (реж. А. Н. Со­ку­ров; снят в 1978, вы­шел на эк­ра­ны в 1987), по мо­ти­вам по­вес­тей «Про­ис­хо­ж­де­ние мас­те­ра», «Ре­ка По­ту­дань», «Со­кро­вен­ный че­ло­век»; «Ро­ди­на элек­три­че­ст­ва» (реж. Л. Е. Ше­пить­ко; снят в 1967, вы­шел на эк­ра­ны в 1987) по од­но­им. рас­ска­зу], по­став­ле­ны на сце­не [«Рас­сказ о сча­ст­ли­вой Мо­ск­ве», реж. М. Кар­бау­скис; «Ко­ро­ва», реж. Д. А. Кры­мов (все 2007); «Ре­ка По­ту­дань», реж. С. В. Же­но­вач (2009) и др.].

Соч.: Избр. рас­ска­зы. М., 1958; Избр. про­из­ве­де­ния. М., 1978. Т. 1–2; Юве­ниль­ное мо­ре. По­вес­ти. Рас­ска­зы. Пуб­ли­ци­сти­ка. Пье­са. Во­ро­неж, 1988; За­пис­ные книж­ки. 2-е изд. М., 2006; Ар­хив А. П. Пла­то­но­ва. М., 2009. Кн. 1; Собр. соч. М., 2009–2011. Т. 1–8; Фаб­ри­ка ли­те­ра­ту­ры: ли­те­ра­тур­ная кри­ти­ка, пуб­ли­ци­сти­ка. М., 2011.

Лит.: Твор­че­ст­во А. Пла­то­но­ва. Ста­тьи и со­об­ще­ния. Во­ро­неж, 1970; Бо­ча­ров С. Г. О ху­до­же­ст­вен­ных ми­рах. М., 1985; Шу­бин Л. А. По­ис­ки смыс­ла от­дель­но­го и об­ще­го су­ще­ст­во­ва­ния: Об А. Пла­то­но­ве: Ра­бо­ты раз­ных лет. М., 1987; Чал­ма­ев В. А. Пла­то­нов: (К со­кро­вен­но­му че­ло­ве­ку). М., 1989; Кор­ни­ен­ко Н. В. Ис­то­рия тек­ста и био­гра­фия А. П. Пла­то­но­ва (1926–1946). М., 1993; «Стра­на фи­ло­со­фов» А. Пла­то­но­ва: Про­бле­мы твор­че­ст­ва. М., 1994–2011. Вып. 1–7; Брод­ский И. Пре­ди­сло­вие к «Кот­ло­ва­ну» А. Пла­то­но­ва // Брод­ский И. Со­чи­не­ния. СПб., 1995. Т. 4; Твор­че­ст­во А. Пла­то­но­ва: Ис­сле­до­ва­ния и ма­те­риа­лы. СПб., 1995–2008. Кн. 1–4; Гел­лер М. Я. А. Пла­то­нов в по­ис­ках сча­стья. М., 2000; Яб­ло­ков Е. А. На бе­ре­гу не­ба: (Ро­ман А. Пла­то­но­ва «Че­вен­гур»). СПб., 2001; Рад­биль Т. Б. Язы­ко­вые ано­ма­лии в ху­до­же­ст­вен­ном тек­сте: А. Пла­то­нов и дру­гие. М., 2006; Вар­ла­мов А. Н. А. Пла­то­нов. М., 2011; Гюн­тер Х. По обе сто­ро­ны от уто­пии: Кон­тек­сты твор­че­ст­ва А. Пла­то­но­ва. М., 2012.

Вернуться к началу