ПЛАТО́НОВ АНДРЕЙ ПЛАТОНОВИЧ
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПЛАТО́НОВ (наст. фам. Климентов) Андрей Платонович [16(28).8.1899, Ямская Слобода, ныне в черте Воронежа – 5.1.1951, Москва], рус. писатель, инженер-изобретатель. Родился в семье слесаря ж.-д. мастерских; с 14 лет начал работать (помощник машиниста, литейщик и др.). В 1921 окончил электротехнич. отделение Воронежского ж.-д. политехникума. Работал инженером в области мелиорации и электрификации с. х-ва: в 1922–23 – в составе Чрезвычайной комиссии по борьбе с голодом в Воронежской губ., в 1923–1926 в Воронежском губземуправлении. С 1926 жил в Москве. Обладатель патентов на технич. изобретения.
Дебютировал в печати в 1918. Раннему П., воодушевлённо воспринявшему революцию, присущ пафос технич. преобразования мира и созидания истины, которая мыслилась как претворение духовного в материальное, как «совершенная организация материи по отношению к человеку»: статьи «Преображение», «Ремонт земли» (обе 1920) и др.; научно-фантастич. рассказы «Маркун» (1921), «Потомки Солнца» (1922) и повесть «Эфирный тракт» (1926–27, опубл. в 1968), отразившие знакомство с идеями Н. Ф. Фёдорова, К. Э. Циолковского, В. И. Вернадского. Первая книга – брошюра «Электрификация» (1921). В 1922 вышел поэтич. сб. «Голубая глубина» (Краснодар). Лит. известность принёс сб-к прозы «Епифанские шлюзы» (1927), включивший одноим. историч. повесть о реформаторской деятельности Петра I; сатирич. повесть «Город Градов», исследовавшую феномен бюрократии, и др. В прозе кон. 1920-х гг. начинают преобладать темы горя и нищеты, сиротства и одиночества, тоски и смерти; её герой – сомневающийся и сосредоточенный в поисках смысла всеобщего существования скиталец, чаще всего – живущий незаметной жизнью мастеровой человек: повести «Ямская слобода» (1927), «Сокровенный человек» (1928), а также «Происхождение мастера» (1929) – первая часть романа «Чевенгур» (над которым П. работал с 1927), где показана несостоятельность утопич. представлений о строительстве социализма – наивной надежды на то, что он сам «где-нибудь нечаянно получится». «Чевенгур» впервые был опубл. в 1972 во Франции, в России – в 1988.
В 1929 обвинения в непонимании «сути советского государства» вызвал рассказ П. «Усомнившийся Макар». В трагич. ключе осмыслена идея строительства «общепролетарского дома» в повести «Котлован» (созд. в 1930; впервые опубл. с большой редакторской правкой за рубежом в 1969; в СССР – в 1987); неприятием форм переустройства жизни отмечена повесть «Ювенильное море» (созд. в 1931; опубл. в 1986); разочарованием в мечтах о всеобщем счастье и безысходностью проникнут роман «Счастливая Москва», над которым П. работал в 1933–36 (не окончен, опубл. в 1991).
Произведения П. тяготеют к притче; их яркая худож. особенность – своеобразное косноязычие – гротескный и «юродивый» язык, построенный на грамматич. сдвигах и нарушениях лексич. сочетаемости слов («негромкая рука», «трудное лицо», «тоскливая глина»), избыточных уточнениях, приёме реализации метафоры (рабочие в «Котловане» буквально хотят докопаться до истины) и др. Это – застигнутый в самый момент порождения мысли язык тех, «кто учился думать при революции», изображение сознания «безмолвного большинства человечества».
В 1931 признана «контрреволюционной» повесть «Впрок. Бедняцкая хроника», а сам П. назван «кулацким агентом». В 1931–35 совмещал лит. деятельность с инж. службой; в 1934 в составе группы сов. писателей П. посетил Туркмению (рассказ «Такыр», 1934; повесть «Джан», опубл. в 1964). В 1937 вышел сб-к рассказов «Река Потудань» (в т. ч. «Фро», «Третий сын», «Семён»), обращённый к этич. проблематике и вызвавший обвинения в «религиозном душеустройстве». Во 2-й пол. 1930-х гг. П. активно публиковался (под псевдонимами Ф. Человеков и А. Фирсов) как лит. критик, однако подготовленный им в 1938 к печати сб-к статей «Размышления читателя» не увидел свет (сигнальный экз. вышел в 1939; опубл. в 1970). В 1938 был репрессирован сын П. (освобождён в 1940; ум. 1943). С окт. 1942 на фронте; служил фронтовым корреспондентом. Воен. проза составила сб-ки: «Под небесами Родины», «Одухотворённые люди» (оба 1942), «Рассказы о Родине», «Броня» (оба 1943), «В сторону заката солнца» (1945). В 1947 «клеветническим» был признан рассказ П. «Семья Иванова» (др. назв. «Возвращение»). В последние годы занимался переработкой для детей рус. и башк. нар. сказок. Среди др. сочинений: пьесы «Дураки на периферии» (1928), «Шарманка» (1930), «Высокое напряжение» (1931), «14 Красных избушек» (1933), «Ноев ковчег» (не окончена; опубл. в 1993); киносценарии.
Издание произведений П. возобновилось в кон. 1950-х гг., но некоторые его сочинения впервые были опубликованы в России только в годы перестройки.
Произведения П. были неоднократно экранизированы [в т. ч. фильмы «Одинокий голос человека» (реж. А. Н. Сокуров; снят в 1978, вышел на экраны в 1987), по мотивам повестей «Происхождение мастера», «Река Потудань», «Сокровенный человек»; «Родина электричества» (реж. Л. Е. Шепитько; снят в 1967, вышел на экраны в 1987) по одноим. рассказу], поставлены на сцене [«Рассказ о счастливой Москве», реж. М. Карбаускис; «Корова», реж. Д. А. Крымов (все 2007); «Река Потудань», реж. С. В. Женовач (2009) и др.].